Больше пяти лет назад я опубликовал на сайте перевод статьи из декабрьского номера журнала Germanien за 1937 год. Она была продолжением июльской статьи из того же журнала и была посвящена теме германской керамики, но в своё время журнал с первой статьёй найти не удалось. И вот теперь этот пробел удалось восполнить. Статья небольшая, но интересна тем, что от «первого лица» объясняет появление в модельном ряду Allach керамических изделий. Как известно, в первые годы мануфактура, кроме «Йольского подсвечника», не выпускала предметы керамики. Керамика мануфактуры Allach – тема не просто малоизученная, она как и всё декоративно-прикладное искусство времен Третьего рейха практически не изучалась. Однако, до сих пор распространено утверждение, что национал-социалистический период не произвел ничего «собственного», более того — всегда подчеркивается его низкое художественное качество.
В отличие от современного искусства, которое затрагивает лишь малую часть общества, влияние искусства на массовую культуру в 30-е годы было огромным. Так, например, вопрос «устройства дома» касался всего населения и относился не только к дизайну мебели, но также и к предметам интерьера, посуде и домашней керамике. Что касается керамики мануфактуры Allach, то её целью, как и фарфорового производства, было «воспитание нового художественного вкуса», разумеется, в рамках национал-социалистической идеологии. Надо отметить, что статья в журнале Germanien видимо писалась для подготовленного читателя, так как упоминание Рёссенской керамики или Густафа Коссины даны без сносок и комментариев. Ниже полный перевод статьи.
К возрождению народного искусства.
Каждое истинное и непреходящее искусство имеет народные корни. Сегодня это широко известно и признано всеми, кто имеет национальное мышление. Ведется работа повсюду над тем, чтобы исправить грехи прошлого в этом отношении. Среди прочих, стремящихся к этой цели, особенного внимания заслуживает фарфоровая мануфактура Аллах около Мюнхена; она поставила себе задачей поддержать многотысячелетний опыт и традиции немецкого гончарного искусства. Её изделия, такие как сосуды, показанные на фото № 1 и 4, хоть и выглядят как современные, но в орнаменте и символах осознанно воспроизводят старейшие образцы.
На фото № 2 показана восточногерманская урна примерно 200 года новой эры с развитым из свастики меандровым орнаментом, на фото № 1 урна Allach с похожим декором из шестилучевой звезды и свастики.
Чаша на фото № 4 слева имеет вырезанные и заполненные белой глиной элементы как у Рёссеновской керамики1 из нового каменного века (фото № 3), в то время как сферическая ваза, крайняя справа на фото № 4, является двойником древнесаксонской урны около 400 года нашей эры (фото № 5), с тем лишь отличием, что, вместо свастики, она несет на себе изображение шестилучевой звезды, которая и по сей день жива в крестьянском искусстве.
Здесь показан новый обнадеживающий подход к сплетению бытования, народного искусства и ремесла, которое не имеет, конечно, ничего общего со «вкусом» популярных до сих пор так называемых «народных художественных промыслов».
1 Культура Рёссен, или Рёссенская культура — центральноевропейская археологическая культура среднего неолита (4600-4300 гг. до н. э.) Рёссенская керамика имеет характерные украшения в виде двойных насечек («козье копыто») с инкрустацией из густотёртых белил. Также распространены нарезки в виде канавки или чеканные насечки. Типичные формы сосудов: длинные чаши с ножкой, шарообразные чаши, прямоугольные чаши и лодкообразные сосуды. Поверхности сосудов обычно отполированы; их цвета варьируются от коричневого до красновато-коричневого, чёрного и серо-чёрного.
2 Густаф Коссинна, нем. Gustaf Kossinna (Kossina); 28 сентября 1858, Тильзит — 20 декабря 1931, Берлин) — немецкий филолог, профессор германской археологии в Берлинском университете. Был известным исследователем доисторического периода и основателем так называемого «метода археологии поселений», идеи которого были близки национал-социалистической идеологии. Считается предтечей нацистской «пропагандистской археологии».В конце жизни входил в различные «патриотические» и антисемитские группировки. В 1928 году основал «Национал-социалистическое общество германской культуры», был членом «Нордического кольца», занимавшегося исследованиями «расовой теории».