Benno von Arent

Бенно фон Арент (Benno von Arent / [19.7.1898, Гёрлиц — 14.10.1956, Бонн]

Бенно фон Арент (Benno von Arent) родился в Гёрлице (Görlitz) 19 июля 1898 года в семье прусских потомственных военных. Его отец был оберлейтенантом, а дед генерал-лейтенантом.  Первоначально фон Арент получил домашнее образование, а с 10 лет посещал подготовительную школу в Торне (западная Померания), затем учился в реальном училище в Мёнхен-Гладбахе и после окончания подготовительных курсов на военный чин и сдаче экзаменов в Берлине в 1916 году получил звание прапорщика. 26 сентября 1916 года  Бенно фон Арент добровольцем в чине фанен-юнкера (ефрейтора) пошёл на фронт в составе 3 Гренадерского полка и принимал участие в боях. В 1917 году получил звание лейтенанта. В 1918 году был ранен и отправлен с линии фронта в лазерет. Войну закончил офицером в штабе 1 армейского корпуса. После поражения Германии в Первой мировой войне, как и многие фронтовики был членом фрайкора, добровольческого корпуса. К слову сказать того же, в котором в то же время служил Карл Дибич. Оба в своё время были в фрайкоре Oberland, который был сформирован 18 января 1919 года из частей 1 армейского корпуса.

Фрайкор «Оберланд», 1919 год

В итоге, фон Арент, послужив непродолжительное время в Рейхсвере после роспуска фрайкора, уволился с военной службы в 1919 году. 14 ноября 1919 года Бено фон Арент женился. Для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами ему пришлось поработать и простым рабочим, и страховым агентом, и продавцом автомобилей. В это же время он увлекается архитектурой и учится профессии самостоятельно. В начале 20-х годов фон Арент работал художником-декоратором, преимущественно в кинорекламе. В 1923 году он стал руководителем рекламного отдела в Моцарт-Холле в Берлине,  месте для публики чрезвычайно популярном, который был переоборудован также и для показа кинофильмов в 1911 году. С 1922 года директором Моцарт-Холла был Ганс Бродниц, поражавший публику богатством своих идей. Так, например, по его распоряжению на кинопоказах билетёры всегда были одеты в костюмы, соответствовавшие теме каждого фильма. 22 декабря 1922 года фон Арент женился во второй раз.

Бенно фон Арент, фото Narodowe Archiwum Cyfrowe, Польша

1 мая 1931 года Бенно фон Арент вступил в НСДАП (№ 1105236), на следующий год в СС (№ 36320). В СС фон Арент довольно быстро продвигался по служебной лестнице. В том же 1932 году он стал исполняющим обязанности руководителя штурма Берлина. Так же он  стал одним из основателей «Национал-социалистического Союза художников кино» (Bundes Nationalsozialistischer Bühnenkünstler), который в 1933 году был переименован в «Товарищество немецких художников» (Kameradschaft deutscher Künstler). В 1934 году фон Арент стал шефом пропаганды киностудии UFA, учредителем «Боевого союза немецкой культуры» (Kampfbundes für deutsche Kultur), заместителем председателя театрального музея Мюнхена и, наконец в 1936 году, Бенно фон Арент по особому распоряжению Адольфа Гитлера был назначен главным театральным художником Третьего Рейха.

Магда Геббельс с дочерьми и Бенно фон Арент на митинге во Дворце спорта в Берлине, 1943 год, фото Bundesarchiv

С тех пор ни одно большое партийное и государственное мероприятие не проходило без его участия. Он отвечал и за оформление плакатов и за праздничное оформление улиц. Причём Гитлер довольно снисходительно относился к самоучке фон Аренту, как учитель к ученику и зачастую сам навязывал ему своё мнение и сценические решения. В этой связи довольно показательно решение по оформлению площади Вильгельмплац в Берлине – политическом центре Третьего Рейха.

Вильгельмплац, 3D реконструкция. Фото с сайта flashback-medien.de

Гитлер понимал, что на реконструкцию площади могут потребоваться годы, но ему нужно было найти быстрое решение, которое бы подчеркнуло характер этого места в духе национал-социализма. Поэтому Бенно фон Аренту было поручено оформление площади знамёнами и флагами. Используя такой дизайнерский приём, площадь могла быть изменена полностью за один день. Во время государственных визитов иностранных делегаций Вильгельмплац украшали государственными флагами гостей. В национальные праздники Вильгельмплац утопал в море флагов со свастикой. Ночной эффект был основной визуальной составляющей такого приёма.  В сумраке сотни прожекторов освещали здания на Вильгельмплац. Под ночным небом он как бы преобразовался в закрытую комнату, а собиравшаяся на площади людская масса сама становилась частью этой декорации. Несмотря на эффективность такого приёма, Гитлер всё же никогда не рассматривал его как оптимальное решение. Принцип декорирования флагами касался только зданий старой постройки. Так, например фасад новой рейхсканцелярии, построенной Альбертом Шпеером, никогда не украшался флагами.

Визит Б. Муссолини в Берлин, сентябрь 1937 года
Дом Моцарта в Зальцбурге, 1939 год

Улица «Унтер ден Линден» с декорациями Бенно фон Арента по случаю визита Бенито Муссолини в 1937 году

В 1937 году фон Арент оформлял Берлин во время визита в Германию Бенито Муссолини. В том же году Бенно фон Арент стал профессором и получил звание штурмбанфюрера СС (майора), а на следующий год оберштурмбанфюрера СС (подполковника). В 1938 году, после Аншлюса, ему была поручена реконструкция здания Дома Моцарта в Зальцбурге. Фон Арент заменил деревянную облицовку зала на гипсовую, украшенную золотом. Помимо прочего фон Арент занимался проектированием униформы: в 1938 году для визита Гитлера в Италию, в 1940 году для персонала в штаб-квартире фюрера.

portsigar3.jpg
Бенно фон Арент, пресс-папье, Allach, 1939 год
Бенно фон Арент, портсигар, Allach, 1943 год

Что касается фарфоровой мануфактуры Allach, то имя Бенно фон Арента впервые появилось на титульном листе её сводного каталога 1938-1939 года, однако в самом каталоге его работ нет.  Не думаю, что его имя было упомянуто что называется «для веса» новой мануфактуры, в том не было причин. На сегодняшний день известны всего две его работы для Allach. Это фарфоровое пресс-папье, предположительно бывшее частью письменного прибора, подаренного на 50-летие Адольфу Гитлеру 20 апреля 1939 года. Другие его части не пережили войну и не сохранились. И вторая из известных работ – фарфоровый портсигар с золотым имперским орлом и факсимиле Адольфа Гитлера – личный подарок от фюрера Отто Скорцени за спасение Бенито Муссолини 12 сентября 1943 года. Но что самое удивительное и интересное – это то, что совсем недавно «всплыл» ещё один такой же портсигар, но уже без факсимиле фюрера. И вещь эта не просто редкая, а уникальная. Фото портсигара размещены здесь с разрешения его бывшего владельца.

Бенно фон Арент, портсигар, Allach, 1943 год (?)

20 апреля 1941 года Бенно фон Арент получил звание оберфюрера СС. В 1942 году стал Рейхскомиссаром по моде. В 1944 году фон Арент в резерве Ваффен-СС в звании штурмбанфюрера СС при Личном штабе рейхсфюрера СС, являлся автором «Балканского щита», которым предполагалось награждать военнослужащих, принимавших участие в боях с партизанами.

В конце войны Бенно фон Арент попал в советский плен и был освобожден только в 1953 году. После освобождения из плена в Берлине в рамках денацификации над Арентом состоялся суд, вскоре после которого он скончался. Бенно фон Арент умер 14 октября 1956 года в Бонне, в возрасте 58 лет.

При подготовки статьи использованы документы axishistory.com, использованы фото hermann-historica.com, фото из частных коллекций


Sturm – название военного соединения, которое примерно соответствовало армейской роте и состояло из 120—180 человек под командованием штурмфюрера СС (самое младшее офицерское звание в СС).

Добавить комментарий