Вильгельм Кригер (Wilhelm Krieger) [2.6.1877 Нордерней – 13.9.1945 Херршинг]
Вильгельм Кригер (Wilhelm Krieger) [2.6.1877 Нордерней – 13.9.1945 Херршинг]
Профессор Кригер был мастером стилизации. Все излишнее и вычурное было ему чуждо. Он сам говорил: «Когда я работаю, я думаю только о животном и о материале. Большего не нужно. Все другое только отвлекает и мешает». В книге «Искусство» (издательство Ф. Брукманн, 1923 год) Кригер описывается как «любезный и скромный человек, относящийся к животным с чувством почтения и благоговения».
Вильгельм Кригер родился 2 июня 1877 года на острове Нордерней (Norderney) в семье художника Теодора Эдуарда Кригера. Друзьями детства его были маринист и пейзажист Поппе Фолкерц (Poppe Folkerts, 1875 – 1949) и Теодор Аллвардт (род. в 1876), сын строительного подрядчика Арнольда Аллвардта. Тесная связь с семьей Кригера способствовала развитию таланта молодого Фолкерца и после трех лет обучения у Эдуарда Кригера, он в 1894 уже как живописец отправился путешествовать. Вильгельм Кригер в это время посещал школу на севере, с 1893 года обучался профессии художника-декоратора в Бремене, а затем перебрался в Мюнхен. Здесь он учился в 1896 году в Академии, но вскоре оставил учёбу и стал зарабатывать на жизнь продавая свои пейзажи. В 1903 году он стал партнером фирмы Zierhut & Krieger в Мюнхене, которая занималась предметами художественного промысла.
Ещё до переезда из Мюнхена в Херршинг (Herrsching) в 1912 году им были созданы самые разнообразные скульптуры животных, которые затем были показаны на выставках в Мюнхене и Берлине. Его скульптуры покупались в качестве моделей фарфоровыми и литейными заводами и тиражировались в фарфоре, фаянсе и бронзе. В начале 20-х годов меценат Йозеф Бракль устроил Кригеру первую персональную выставку в Мюнхене. С того же времени Кригер – член профессионального объединения художников в Мюнхене.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
За свою жизнь Вильгельм Кригер создал около 200 скульптур животных. Архив скульптора хранится его младшим сыном Хайо в Херршинге. Скульптуры Кригера, исполненные в фарфоре – интересный и желанный материал для коллекционеров. Но в отличие от фарфоровых моделей, которые были лишь копиями, бронзовые его произведения выдают в скульпторе-самоучке большое мастерство и талант. Кригер всегда сам доводил их до идеала, делая последнюю шлифовку и работая над цветом поверхностей. Он педантично следовал точной анатомической передаче фигур животных, которых зарисовывал в зоопарках или лепил в мастерской. Фигуры Кригера настолько анатомически правильны, что студенты-ветеринары воспринимали его скульптуры как объекты для своих исследований в орнитологи, а директора зоопарков замирали от восторга, восхищаясь характерными и точно воспроизведёнными для каждого вида животных и птиц эмоциональными позами.
![]() |
![]() |
Свиристель, №110, Allach, 1940 Китайский соловей, №111, Allach, 1940
Вильгельм Кригер оставил потомкам великолепные произведения, однако, каких-либо письменных заметок или оценок собственного художественного творчества он практически не делал. С детства он страдал глухотой, но жил ради искусства и именно в нём черпал силы. Не написанное или устное слово – скульптура была его профессией.
Прежде всего Вильгельм Кригер предпочитал работать с бронзой и камнем. Его бронзовые фигуры животных и птиц по стилистике очень напоминают классические египетские скульптуры, некоторые из которых были выполнены в фарфоре, например, заводом Porzellanfabrik Lorenz Hutschenreuther, Lichte Porzellan в Тюрингии и фарфоровым заводом Allach около Мюнхена. Среди моделей фарфорового завода Allach есть две скульптуры, выполненные по моделям Кригера.
В 1927 году скульптору был присвоен титул «Профессора образовательных искусств».
«… Нордерней – моя колыбель… Искусства там было слишком мало и ориентировано оно было на голландскую школу. У моих предков была любовь к искусству, но не в смысле высокого искусства. После окончания средней школы я уехал в Мюнхен, чтобы посвятить свою жизнь искусству как профессии. Я так высоко ценил его, что не мог заставить себя посещать какое-либо изобразительное заведение или пойти к учителю. Искусство было моим первым художественным опытом и чтобы выразить его, я начал рисовать и лепить. … однажды я послал на выставку Seсession несколько скульптур. Они были приняты и что было ещё более поразительным, они все были проданы… С тех пор я – член Seсession и постоянно выставляюсь. Государство и город Мюнхен уже купили у меня несколько скульптур…Из-за потери слуха мне бывает очень одиноко. С 1912 года у меня есть постоянное место жительства в Херршинге. … Но одно я могу сказать, я не желал бы коллегам пройти мой путь, он был очень тернист».
Профессор Вильгельм Кригер, 1934 годПо материалам собственных исследований и статьи
Dr. Martin H. Schmidt „Professor Wilhelm Krieger (1877 Norderney — 1945 Herrsching) – Tierplastiken“ im Conversationshaus zu Norderney, использованы фото hermann-historica.com, фото из частных коллекций.
Выставка
С 14 марта по 3 мая 2010 года 35 скульптур, выполненных с 1905 по 1944 год, были выставлены в Доме заседаний (Conversationshaus) в городе Нордерней (Norderney), через 65 лет после смерти Вильгельма Кригера. Выставка была организована Хайо и Сюзанной Кригер в сотрудничестве с куратором выставки доктором Шмидтом. Нордерней – остров в Германии, который входит в состав Фризских островов и имеет статус города в земле Нижняя Саксония.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Все произведения представлены из личного архива художника, причём 11 бронзовых фигур животных выполнены самим Кригером, остальные 24 отлиты его сыном Хайо уже после смерти скульптора. Выставка по творческому масштабу и количеству работ приближается к первой персональной выставке Вильгельма Кригера, которая проходила в 1935 году в Городской галерее в Нюрнберге и вызвала широкий интерес и одобрение современников. Это первая большая выставка произведений Кригера за пределами Херршинга, города в котором долгие годы жил и работал скульптор. Таким образом выставка в Нордерней показывает и те произведения, которые были созданы на второй родине художника и одновременно служит подготовкой к первой персональной выставке Вильгельма Кригера в Мюнхенском музее, которая уже запланирована на 2011 год. Работы Кригера нашли своё место и в больших музеях и в частных коллекциях, и, конечно, вклад Вильгельма Кригера в анималистику в обозримом будущем будет по достоинству оценен, а скульптор, наконец, займет почётное место среди великих немецких анималистов, наряду с Августом Гаулем (August Gaul), Фрицем Беном (Fritz Behn) и Теодором Кернером.
Биография
1877 | Родился в Нордерней 2 июня, сын Теодора Эдуарда Кригера, художника и стекольщика (1849–1895) и Греты Вильгельмины Тееманн (1850–1914). |
1888 | Поступил в гимназию Ульриха (Ulrichgymnasium). (нет документов об окончании). |
1893-1896 | Обучение на художника-декоратора в Бремене (не окончил). |
1896/1897 | Один семестр обучения в Королевской школе прикладного искусства, Мюнхен. |
С 1901 | Самообучение, занятие скульптурой. |
1907-1938 | Член мюнхенского Сецессиона.
Его скульптуры были выполнены из бронзы, фарфора и фаянса: Художественное литье Lauchhammer, керамика Groot Burg, Paul Dresler/ Krefeld, Керамической мастерской Otto Koebke/Herr-sching, фарфоровыми фабриками Gebr. Heubach /Lichte, Hutschenreuther/ Selb, а так же фарфоровой мануфактурой Allach, Мюнхен. |
1912 | Переезд в Херршинг (собственный дом и мастерская) и бракосочетание с с Эмилией Буттерс (Emilie Butters, 1879–1961), в браке родились 2 сына и 3 дочери. |
1927 | Присвоение звания профессора изящных искусств Баварским Министерством образования и культуры. Многочисленные выставки и персональные выставки в городах Германии, в том числе в Бремене, Нюрнберге, Берлине, Мюнхене. |
1937-1944 | Участие в выставках в «Доме Немецкого искусства», Мюнхен. |
1945 | Умер 13 сентября в Херршинге в возрасте 68 лет. |