На открытии выставочного зала фабрики Allach в Берлине на Лейпцигштрассе 13, 1 апреля 1939 года профессор Карл Дибич (Carl Diebitsch) произнёс слова, ставшие впоследствии пророческими:
«Ни один народ не живет дольше, чем памятники его культуры. Эти слова фюрера – культурный девиз для нас. Мы хорошо понимаем, что всё, что мы делаем, будет тщательнейшим образом исследовано теми, кто придёт после нас. И мы не хотим, чтобы последующие поколения оценили нашу работу плохо».
Всего за три года до этих слов профессор Карл Дибич (Carl Diebitsch), художник и проектировщик, возглавил небывалый проект под названием Porzellan Manufaktur Allach (PMA) – проект Рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, призванный поднять немецкую культуру нового 1000-летнего Рейха на новый уровень, уровень, который должен был стать культурным завещанием для всех последующих поколений. Именно они смогли бы оценить его величие и в искусстве и в людях. Качество изделий фабрики и мастерство скульпторов должны были превзойти все предыдущие усилия немецких изготовителей фарфора, самого прекрасного фарфора Европы за последние сотни лет…
Небольшая фарфоровая фабрика, расположенная в пригороде Мюнхена – Аллахе (Allach), была основана в начале 1935 года гончарным мастером Францем Надем (Franz Nagy) и зарегистрирована в апреле того же года в реестре ремесленных предприятий. Уже на следующий год фабрика под покровительством рейхсфюрера СС входит в экономический отдел СС, Карл Дибич назначается директором, контролирующем «все художественные и архитектурные вопросы, находящиеся в поле зрения Рейхсфюрера». 3 января 1936 года – официальная дата основания Allach GmbH с уставным капиталом 45 000 Рейхсмарок. Официальными членами-учредителями были: Франц Надь как руководитель предприятия, Теодор Кернер (Theodor Kärner) как скульптор, Карл Дибич как живописец и Бруно Галке (Bruno Galke) как торговый агент. Неофициальным владельцем фабрики был Генрих Гиммлер. Прежде всего фабрика ориентирована на производство декоративного и художественного фарфора, в том числе спецзаказов от самого рейхсфюрера, мечтавшего «воспитать» и развить новый немецкий художественный вкус. Эту же цель преследовал и более массовый выпуск домашней керамики и организация специальной секции посуды.
Общепризнано, фарфор – один из лучших материалов, наиблагороднейший, по части художественных возможностей. Знаменитые немецкие фарфоровые мануфактуры Берлина, Мейсена и Дрездена покорили мир изяществом и непревзойдённым качеством своих изделий со времён расцвета эпохи Барокко, когда немецкими принцами были основаны первые производства. Следуя исторической традиции, Гиммлер решил, что фарфор фабрики Allach будет олицетворять Искусство Третьего Рейха и организацию СС в частности.
К работе на фабрике были привлечены лучшие мастера своего времени: профессора Theodor Kärner и Richard Förster, Benno v. Arent, Ottmar Obermaier, Franz Nagy, Carl Diebitsch, Adolf Röhring и другие.
Высочайшее качество и красота поистине настоящих произведений искусства, выпускавшихся в Аллахе, скоро сделало его любимейшим детищем Гиммлера. Окончательно став экономическим концерном СС, предприятие было включено в Главный Департамент Администрирования и Экономики в 1939 году.
Постепенно фабрика росла. В 1939 году, когда помещения в Аллахе стало недостаточно, завод переехал в соседний Дахау и расположился на территории лагеря СС. Стоит, однако, заметить, что фабрика была дислоцирована за пределом непосредственного места размещения заключённых. В конце 1940 года «керамическая секция» была возвращена в Аллах, производственные площади которого тем временем были расширены. В 1940 году фабрика приобрела завод в Богемии, Bohemia Keramische Werke AG. Таким образом, у концерна Allach к 1940 году было три производства: выпуск фарфора в Дахау под руководством коммерческого директора Рудольфа Диппе (Rudolf Dippe), керамическое производство в Аллахе, возглавляемое Францем Надем и завод Bohemia в Чехии. Техническим директором «Богемии» был Генрих Хечфишер (Hechtfischer) – первоклассный знаток фарфора. Художественным консультантом мануфактуры также выступала Эленора Фон Брунинг, жена Освальда Поля (Pohl Osvald), начальника Главного административно-хозяйственного управления СС, в ведении которого находились концлагеря и предприятия системы СС.
На фабрике Allach трудилось порядка тридцати рабочих. Со временем, на работы стали привлекать заключенных соседних концентрационных лагерей. В 1941 году в Дахау были заняты всего несколько узников, к 1943 году их насчитывалось более сотни.
До начала Второй мировой войны планировалось строительство новой фабрики с шоурумом в Аллахе. Также предполагалось открытие галерей в Берлине, а затем в Познани, Варшаве и Лемберге (ныне Львов, Украина).
Стоимость строительства и оборудования составляла порядка трёх-четырёх миллионов рейхсмарок и в пропорциональном отношении на тот момент была далека от реальных экономических перспектив двух небольших производств, чьи печи просто не могли обеспечить соответствующий объем производства. Потому было принято решение об экстенсивном расширении завода в Дахау (чему способствовало наличие практически неограниченных человеческих ресурсов за счёт привлечения бесплатного труда заключённых из системы концлагерей). С началом войны эти планы были оставлены.
Общий товарооборот фабрики в 1941 году составлял 560 000 рейхсмарок, в 1942 – 850 000 рейхсмарок, а к 1943 году насчитывал 706 000 рейхсмарок. Более половины фарфоровых изделий высочайшего качества и представлявших наибольшую ценность, поставлялось Личному отделу штата рейхсфюрера СС, уполномоченному использовать их в целях пропаганды, другие же шли в продажу. По правде говоря, объемы выпускавшихся предметов художественного фарфора и керамики были настолько малы, что продукция фабрики была практически неизвестна широким слоям населения.
«Идеологический фарфор» адресовался высокопоставленным чинам СС и полиции, а также особо отличившимся рядовым членам организации СС.
Избранные произведения, предназначавшиеся для самых высоких лиц, утверждались лично Гиммлером: «Финский Медведь», «Знаменосец».
В этом ряду особо выделяется пара фигур в народных костюмах из серии Siebenburgische Trachtenfiguren, сопровождающаяся поздравительной открыткой «В честь дня рождения соратника», которая была подписана лично Гиммлером.
Отдельные изделия были выполнены по специальному заказу Генриха Гиммлера как, например, призовая тарелка полицейских соревнований 1937 года.
Рядовому составу СС были доступны «Йольфест-тарелки» (йоль – праздник Зимнего солнцестояния), керамические «йольфест-подсвечники» и так называемые «Светильники Жизни». Гиммлер говорил: «Я бы хотел, чтобы каждая семья женатого члена СС обладала Jul-Leuchter («йольфест-подсвечником»). И тогда даже женщина оставит церковные предрассудки и обретет то, что завладеет её сердцем и разумом». Керамические подсвечники исполнялись в виде керамических конусов с руническим орнаментом. При рождении четвертого и каждого последующего ребенка семье члена СС вручался так называемый «Светильник Жизни», фарфоровый подсвечник с факсимиле Гиммлера и подписью: «В бесконечной цепи вы – одно звено. Вам, вашим родителям, вашим детям, вашей семье».
Ко дню Зимнего солнцестояния выпускалось два вида «Йольфест-тарелок»: идеологические тарелки и тарелки с аппликационным изображением первоцветов. Первые были исключительно белыми, что объясняется национал-социалистическим представлением об исключительной ценности и благородности именно белого фарфора.
Фирменный знак мануфактуры представлял собой изображение двух рун СС, одна из которых как бы стояла над другой. Зелёного цвета клеймо наносилось на все экземпляры, иногда было заключено в восьмиугольник. Также рядом встречается надпись «Allach». Впрочем, более подробно клейма будут рассмотрены в специальном разделе.
Как уже говорилось, большинство фигур были белыми. Однако великолепный пример цветной фигуры прусского кирасира лишний раз подчёркивает превосходное качество и высочайшее мастерство скульпторов Allach.
Фарфоровое производство на фабрике продолжалось до весны 1945 года. С крахом Третьего рейха история фарфоровой мануфактуры Allach закончилась, но некоторым ее моделям суждено было вновь появиться на свет еще дважды, уже под маркой других фарфоровых фабрик. Фарфор мануфактуры Allach на рынке коллекционирования сегодня ценится крайне высоко. Цена на особо редкие предметы достигает десятков тысяч долларов и евро. Хочется верить, что благодаря этому исследованию, лучшие из известных работ мануфактуры будут оценены по достоинству.
При подготовке статьи использованы фото hermann-historica.com,
материалы из газеты Das Schwarze Korps от 6 апреля 1939 года.