Карл Дибич (Carl Diebitsch) / [3.1.1899, Ганновер — 8.8.1985, Тегернзее]
Карл Дибич (Carl Diebitsch) / [3.1.1899, Ганновер — 8.8.1985, Тегернзее]
Один из доверенных сотрудников Рейхсфюрера СС Г. Гиммлера (Heinrich Himmler), оберфюрер резерва СС (20.4.1944), профессор. Участник 1-й мировой войны. За боевые отличия награжден Железным крестом 2-го класса. В ноябре 1933 года вступил в СС (билет № 141 990), затем – в НСДАП (билет № 4 690 956). В 1934 году в чине унтерштурмфюрера СС зачислен в штаб рейхсфюрера СС, а в 1935 году переведен в его личную адъютантуру. Дибич вместе с В. Хеком (Walter Heck) был разработчиком наиболее известной черной униформы СС. В составе Личного штаба рейхсфюрера СС Дибич возглавлял особое управление, занимавшееся вопросами искусства. В 1937 году он получил от Гиммлера распоряжение разработать гербы для наиболее влиятельных руководителей СС. С 1937 года находился в распоряжении Личного штаба рейхсфюрера СС. В 1940 году в качестве офицера резерва переведен в штандарт СС «Германия», а в 1941 году зачислен в штаб дивизии СС «Викинг». В 1942 году вернулся в Личный штаб рейхсфюрера СС, где возглавил управление «Мюнхен». С 1943 года числился в штабе рейхсфюрера СС, а в 1944 году был переведен в распоряжение верховного руководителя СС и полиции в Италии К. Вольфа (Karl Friedrich Otto Wolff). 20 апреля 1944 года получил {tooltip}Оберфюрер{end-title}чин в «общих СС» между штандартенфюрером = полковником и бригадефюрером = генерал-майором, отсутствовавший в войсках СС{end-texte}чин Оберфюрера СС*{end-tooltip}. Награжден Железным Крестом 1-го класса, Крестом за военные заслуги 2 класса, Силезским орлом 1-го и 2-го класса, Почетным Крестом ветерана войны 1914-1918 года, спортивным Знаком СА в бронзе, Имперским спортивным Знаком в серебре, Знаком немецкого всадника в серебре.
Профессор Карл Дибич был художником и солдатом, дизайнером, разработавшим большую часть регалий Третьего Рейха и СС в частности. Карл Дибич родился 3 января 1899 года, в городе Ганновере, Германия, в семье торгового агента Теодора Дибича. В Ганновере он посещал школу прикладных искусств. Занятия были прерваны войной и его вербовкой в Имперский немецкий Флот в 1916 году. Во время войны Дибич заработал Железный Крест Второго Класса. В 1918 году получил звание помощник наводчика и возвратился домой после поражения Германии в Первой мировой. Спустя непродолжительное время, 29 октября 1919 года, Дибич поступил в Школу дизайна (Zeichenschule) при Академии скульптуры и графики (Akadamie der Bildenden Künste) в Мюнхене, однако учёба периодически прерывалась из-за его политической деятельности. Дибич был членом Freikorps (Свободный Корпус – наименование целого ряда полувоенных патриотических формирований, существовавших в Германии и Австрии после Первой мировой войны). Как ветеран войны он присоединился к Freikorps Oberland в марте 1919 года, участвуя в его военизированном формировании до августа 1923 года и сражаясь с поляками в Верхней Силезии. За что был награжден Силезским орлом (Schlesischer Adler) первого и второго класса. 1 мая 1920 года он вступает в NSDAP, номер 1 436. Однако, Дибич выходит из партии после провала мюнхенского путча в ноябре 1923 года и продолжает художественное образование. После окончания учёбы работает учителем искусств в ремесленном училище Ганновера.
Сахарница. Карл Дибич. |
Ваза. Карл Дибич. |
Чайная пара. Карл Дибич.
В середине 1920-х годов Карл Дибич всё больше обращается к прикладному искусству. В это время его преимущественно занимает роспись по фарфору, работа со стеклом и фаянсом. Ранние фарфоровые работы Дибича выполнены в очень популярном и распространенном в своё время стиле арт деко, последнем «чистом стиле», который сегодня всемирно признан синонимом эффектности.
25 апреля 1925 года Карл Дибич женится на Анни Рэйтель, у них рождается сын и дочь. Первый ребенок родился в январе 1927 года. Вначале семья испытывает финансовые трудности, однако, к началу 1930-х годов финансовое положение улучшается, поскольку Дибич становится успешным художником. К 1933 году он с семьёй переезжает в Берлин и проживает на Prinzregentenstrasse. В ноябре 1933 года Карл Дибич вступает в СС, №141990, и входит в Reichsverband Bildenden Kunstler Deutschlands (Национальная ассоциация немецких художников). Позже, в 1937 году, он восстанавливает своё членство в NSDAP, № 4 690 956. Собственно именно с середины 30-х годов талант Карла Дибича смог полностью раскрыться. Будучи всесторонне одаренным художником, он успешно работает как дизайнер, художник и проектировщик. Карл Дибич совместно с графиком Вальтером Хеком (Walter Heck) проектирует чёрную униформу СС.
Проект вазы [Allach]; фото в календаре СС 1939 года [Задача искусства – быть выражением и определять дух времени. Кровь и Раса будут снова источником художественной интуиции]
В 1935 году Карл Дибич совместно с Францем Надем (Franz Nagy) основывает фарфоровую мануфактуру Allach и служит её директором в 1936 году, пока фарфоровое отделение не переместилось в Дахау. Вот некоторые из работ Карла Дибича для фарфоровой мануфактуры Allach.
Ваза Allach, вариация вазы № 506 для Рейхсканцелярии. Карл Дибич.
Подсвечник № 89 был одним из любимых подсвечников Генриха Гиммлера. На документальных фото его часто можно увидеть на столе Рейсфюрера или на полках в кабинетной обстановке. Причём в обоих вариантах: в белом и с базальтовой глазурью (тёмно-коричневой).
В 1935 году Дибич проектирует дизайн шпаги СС и полицейской шпаги, разрабатывает дизайн цепи и украшения ножен для кинжала СС М36. Проектирует серии почтовых марок: 100 лет железной дороги в 1935, Всемирные встречи гитлеровской молодежи в 1935, 7-ой Нюрнбергский съезд партии в 1935, серию «Национальные костюмы» в 1935, Имперский съезд партии в 1935, 10 лет Люфтганзе в 1936, автомобильная выставка в 1936, авиапочта Цеппелина в 1936, 9 ноября 1944.
В 1937 году разрабатывает рыцарские гербы высшим чинам СС и, как доверенное лицо и личный друг Рейхсфюрера СС, участвует в ритуале имянаречения СС. В 1938 году он получает один из главных призов в Доме немецкой Художественной выставки в Мюнхене за живописное полотно «Мать». В 1939 году Дибич проектирует эмблему общества Ahnenerbe.
Мать. Карл Дибич Гобелен с эмблемой Ahnenerbe. Карл Дибич |
Карл Дибич демонстрирует изделия фабрики Allach актрисе Хильде Хильдебранд [фото из FM-Zeitschrift]
В мае 1939 года он проектирует витраж окна внешней стены купола собора König Heinrich в Кведлинбурге (Quedlinburg) и получает звание профессора. 9 сентября 1940 года Рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером был представлен Штандарт лейбштандарта Адольфа Гитлера (Leibstandarte-SS Adolf Hitler) LAH (второй тип), разработанный профессором Карлом Дибичем. C 1939 года и до конца войны Дибич офицер запаса и профессиональный фарфоровый художник.
Карл Дибич, ваза бордовой глазури Gemmo Porzellan, Heinrich & Co, 1954 год
После войны сотрудничает с Porzellanfabrik Heinrich & CO и становится вторым после Karl Mötsch дизайнером нового направления в фарфоре – Gemmo Porzellan. В 1955/56 годах он делает проекты для только что основанного фарфорового завода Porzellanfabrik Niederrhein и в 1957 для Lorenz Hutschenreuther. В последние годы жизни Карл Дибич вновь посвятил себя живописи.
Карл Дибич умер 8 августа 1985 года в возрасте 86 лет в Тегернзее.
В статье использованы фото hermann-historica.com, фото allach.ru, фото из частных коллекций