Адольф Рёринг (Adolf Röhring) / [18.9.1911, Шёнвальд – 24.1.1981, Нойштадт-Кобург]
Адольф Рёринг (Adolf Röhring) / [18.9.1911, Шёнвальд – 24.1.1981, Нойштадт-Кобург]
Адольфа Рёринга можно считать четвёртым по производительности художником фарфоровой мануфактуры Allach (PMA) после Теодора Кернера, Рихарда Фёрстера и Франца Надя, получавшими гонорар в размере 15% от стоимости изделий и их продажи.
Адольф Рёринг (Adolf Röhring) родился 18 сентября 1911 года в городе Шёнвальд (Schönwald) в Верхней Франконии. Его отец был старшим токарем на местном фарфоровом заводе. После 7 классов народной школы он проходит обучение как ученик модельщика на том же фарфоровом заводе, а потом учится в Государственном техникуме под руководством профессора Фрица Клее (Fritz Klee, 1876–1976) в Зельб (Selb). Как выпускник техникума фарфоро-фаянсовой промышленности Рёринг был «прошедшим государственную сертификацию художником по фарфору — Porzellanmodelleur». В 1929 году Адольф Рёринг получает должность при фирме Rosenthal, которая отправляет в 1930 году своего молодого сотрудника в свой филиал в Нойштадте около Кобурга.
1 мая 1933 года Рёринг вступает в СС. 29 декабря 1935 года он женится, но без разрешения на брак от Главного Управления СС, за что был «наказан строгим выговором».
«…в фирме Rosenthal я имел очень хорошую работу по найму и ушёл не по политическим мотивам, а для того чтобы совершенствоваться у известного профессора Кернера в Мюнхене…. В 1938 году я поступил по вышеупомянутым причинам на фарфоровый завод Allach, который был основан господами Надем и Кернером, с которыми я познакомился во время моей работы на фирме Rosenthal».1
Эрнст Хаук в 1961 году в статье «Мастер свободного и прикладного искусства. К 50-му дню рождения нашего согражданина Адольфа Рёринга. Признание его творчества» писал: «Один из наших самых значительных скульпторов в Мюнхене (Теодор Кернер, прим.) открыл двери своей мастерской, и скоро он (Рёринг, прим.) поднялся при неутомимом усердии до ученика в классе большого мастера».
Мать с оленёнком, № 895, Розенталь, 1930
На фабрике Rosenthal Адольф Рёринг работал с 31 июля 1929 года до 31 декабря 1937 года. «С 18 мая 1931 года по январь 1936 года, вплоть до роспуска нашего филиала в городе Нейштадт около Кобура, господин Рёринг был единственным скульптором, причем в его подчинении находилось также и модельное производство», – записано в одном из документов завода Розенталь (документ от 3 января 1938 года). С 1938 года Рёринг работает на PMA Allach. В том же году им сделаны и первые две модели: «Зеленушка» (№ 30) и «Чёрный дрозд», модель № 33.
3 июня 1939 года Карл Дибич (Carl Diebitsch) по поручению Генриха Гиммлера (Heinrich Himmler) просит предложить дизайн «Подсвечника Солнцеворота», который должен стать ежегодным подарком на праздник солнцестояния. 30 марта 1940 года Кернер отвечает, что при отсутствии подходящих специалистов PMA может предложить только модификацию существующей модели согласно рисунку (вероятнее всего речь идёт о модели № 89).
«Если это предложение не приемлемо и Рейхсфюрер желает видеть по-новому сделанную модель, то соответствующий отпуск (примерно 4-5 недель) было бы необходимо предоставить квалифицированному рабочему фарфорового завода Allach, господину Рёрингу.»2
В сентябре 1939 года Рёринг был призван в Ваффен-СС. Его положение на фронте, однако, вовсе не так уж плохо – Рёрингу давали отпуск, иногда по несколько раз в год, для выполнения государственных подарков в фарфоре для иностранных послов.
5 апреля 1940 года Руди Брандт, личный секретарь Генриха Гиммлера, отвечает, что представленный имперскому руководителю СС проект подсвечника не понравился и он распорядился не выполнять его в этом году. После восьми неудачных попыток повторного представления дизайна подсвечника на документе от 1 декабря 1942 года появилась отметка «n d Kr», nach dem Kriege – после войны. Таким образом подсвечник не мог бы быть сделан, и предположение некоторых коллекционеров, что возможно он всё же находится в недостающих модельных номерах, к сожалению, ошибочно. «Подсвечника Солнцеворота» (Sonnwendleuchters) не существует.
Во время войны Адольф Рёринг делает фигуру «Стоящей на дыбах лошади», модель № 95, «Сойку», модель № 128, которая выставлялась в Доме немецкого искусства в Мюнхене вместе с «Сорокой», моделью № 129, в 1942 году. Обе фигуры, «Сорока и Сойка» были созданы, вероятно, между 1940 и 1942 годом. По отметкам в полицейских документах 21 сентября 1940 года Рёринг доложил о своём прибытии с фронта к месту жительства и 1 июня 1942 года отбыл опять на фронт. Для моделей мышей, № 132, 133, 144, 150, точный год установить не представляется возможным. Во всяком случае их модельные номера выше и, скорее всего, они были выполнены позже.
Модели, выполненные Адольфом Рёрингом для PMA ALLACH в 1938–1944 годах.
Модель № 30, Зеленушка, 1938 |
Модель № 33, Чёрный дрозд, 1938 |
Модель № 129, Сорока, 1940–1942 |
Модель № 95, Стоящая на дыбах лошадь, 1940–1942
|
Модель № 128, Сойка, 1940–1942 |
Модели № 132 и 133, Мыши, после 1942
|
Модель № 144, Мышь, после 1942
|
Модель № 150, Мышь, после 1942
|
Модель без номера, Подсвечник, после 1942
|
Модель № 512, Подсвечник, и модель № 515, Ваза «кратер», обе после 1942
Модель № 505, Ваза, после 1942
|
Модель № 519, Ваза, после 1942 |
Модель без номера, Подсвечник, после 1942 |
Следующей его большой работой было моделирование 15-ти скульптур в серии «Румынские фигуры», которые должны были изготавливаться фабрикой Allach как спецзаказ Генриха Гиммлера для румынских дипломатов к рождеству 1944 года. Начальник Главного административно-хозяйственного управления СС Освальд Поль сообщает 4 июля 1944 года рейсхфюреру СС о сроках производства Sonderanfertigungen RF-SS-Rumänische Trachtengruppen: «…общая сумма включает в себя 15 скульптур, которые на Рождество 1944 года, как ожидается, будут выполнены.
- 3 героя свободы: по 10 штук каждого
- 3 крестьянских пары: от 6 до 8 штук
- 3 отдельных фигуры: от 6 до 8 штук»
В период с 13 октября 1943 года по 1 июня 1944 года, Адольф Рёринг выполняет две модели, именуемые Fahnenträgergefreiter и Fahnenträger-Freikorporal. На то, что такие фигуры были произведены указывают лишь архивные материалы. Ни фото, ни хотя бы описания этих фигур пока не нашлось.
Возможно, что это две модели из планируемых трёх «героев свободы» в этой серии.
«Превосходный образец мастерства был показан на выставке-продаже местных художников на рождественской ярмарке в горном училище (Neustadt около Кобура, прим.). Выставленные там фигуры румынских крестьян заняли на опросном листе посетителей четвертое место. При этом мы узнали, что они были государственным заказом», – писала местная газета о работах Адольфа Рёринга.
Именно об этих фигурах скорее всего могла идти речь в сообщении Освальда Поля 4 июля 1944 года личному штабу имперского руководителя СС. В нём указано об одной крестьянской паре и одном танцоре(?), находящихся в работе, в то время как модели трёх «героев свободы» и ещё одна пара крестьян обозначены как законченные. Возможно, что это модель № 187.
Модель № 187 «крестьянская группа»
|
Модель № 184
|
Модель № 185
|
«Герои свободы» могли бы быть фигурами «румынских солдат». Наряду с «героями свободы» и вышеназванной «крестьянской группой» вопрос о завершении Рёрингом следующих 15 фигур в серии остаётся спорным.
До недавнего времени, кроме письменного на то указания, не существовало никакого подтверждения существования третьей группы фигур румынских крестьян, пока сравнительно недавно, в конце лета 2009 года, на одном из популярных аукционов не появилась одна любопытная пара. Опуская подробности скажу только, что так много лет ненайденные фигуры оказались теми самыми, о которых писал Освальд Поль в 1944 году.
Окончание «румынской истории» довольно прозаично – 23 августа 1944 года генерал Антонеску был арестован, а Красная армия заняла большие части Румынии. Новое румынское правительство объявило Германии войну. На этом тройственный пакт, к которому Румыния присоединилась 23 ноября 1940, прекратил существование. А с ним и потребность в подарках для румынских дипломатов отпала сама собой, равно как и потребность в 15 вышеозначенных скульптурах. Если быть совсем точным, то между двумя датами – письмом Освальда Поля 4 июля 1944 и выходом из пакта Румынии 23 августа 1944 прошло 6-7 недель. Вряд ли за такой короткий срок работа Рёринга над «румынской» серией могла быть закончена.
В «Доме Немецкого искусства» в Мюнхене скульптура «Беркут» выставлялась в 1944 году под номером 757 и представлена в каталоге выставки на странице 55.
В своих отпусках, когда это было возможно, Адольф Рёринг выполняет в 1943 году «Большого орла» и скульптуру «Беркут», которая выставлялась на художественной выставке в Доме немецкого искусства в Мюнхене в 1944 году. 16 января 1944 года в рамках проводимой во Вроцлаве выставки предприятий СС «Немецкие художники и CC» им представлены модели «Стоящей на дыбах лошади», «Зеленушки» и «Сороки».
В конце апреля 1945 года Рёринг был тяжело ранен при обороне района Тиргартен в Берлине, «с мучительно горьким последствием для скульптора, что его правая рука осталась наполовину парализованной». В мае 1945 года он попадает в русский плен, из которого отпущен 30 июля того же года как «нетрудоспособный», но в январе 1946 года Рёринг снова был арестован немецкими властями и отправлен в лагерь Ауэрбах, в котором находится до 30 мая 1946 года. 28 октября 1947 года по вердикту трибунала Нойштадт-Кобург Адольф Рёринг осужден и отнесён к разряду попутчиков (Mitläufer) нацистского режима, без наказания в виде тюремного заключения.
11 сентября 1950 года Адольф Рёринг организовал предприятие «Фарфоровое ателье Адольфа Рёринга, Нойштадт-Кобург, Бавария», которое существовало сначала под его именем, а с 31 мая 1981 года под именем его жены, Элизы Рёринг.
Адольф Рёринг умер 24 января 1981 года в возрасте 69 лет.
В статье использованы фото hermann-historica.com, фото allach.ru, фото из частных коллекций
1(Государственный архив Кобург, Дело №98 Трибунала, Adolf Röhring, стр. 10A.)