Вильгельм Кригер (Wilhelm Krieger) [2.6.1877 Нордерней – 13.9.1945 Херршинг]
Вильгельм Кригер (Wilhelm Krieger) [2.6.1877 Нордерней – 13.9.1945 Херршинг]
Профессор Кригер был мастером стилизации. Все излишнее и вычурное было ему чуждо. Он сам говорил: «Когда я работаю, я думаю только о животном и о материале. Большего не нужно. Все другое только отвлекает и мешает». В книге «Искусство» (издательство Ф. Брукманн, 1923 год) Кригер описывается как «любезный и скромный человек, относящийся к животным с чувством почтения и благоговения».
Вильгельм Кригер родился 2 июня 1877 года на острове Нордерней (Norderney) в семье художника Теодора Эдуарда Кригера. Друзьями детства его были маринист и пейзажист Поппе Фолкерц (Poppe Folkerts, 1875 – 1949) и Теодор Аллвардт (род. в 1876), сын строительного подрядчика Арнольда Аллвардта. Тесная связь с семьей Кригера способствовала развитию таланта молодого Фолкерца и после трех лет обучения у Эдуарда Кригера, он в 1894 уже как живописец отправился путешествовать. Вильгельм Кригер в это время посещал школу на севере, с 1893 года обучался профессии художника-декоратора в Бремене, а затем перебрался в Мюнхен. Здесь он учился в 1896 году в Академии, но вскоре оставил учёбу и стал зарабатывать на жизнь продавая свои пейзажи. В 1903 году он стал партнером фирмы Zierhut & Krieger в Мюнхене, которая занималась предметами художественного промысла.
Ещё до переезда из Мюнхена в Херршинг (Herrsching) в 1912 году им были созданы самые разнообразные скульптуры животных, которые затем были показаны на выставках в Мюнхене и Берлине. Его скульптуры покупались в качестве моделей фарфоровыми и литейными заводами и тиражировались в фарфоре, фаянсе и бронзе. В начале 20-х годов меценат Йозеф Бракль устроил Кригеру первую персональную выставку в Мюнхене. С того же времени Кригер – член профессионального объединения художников в Мюнхене.
За свою жизнь Вильгельм Кригер создал около 200 скульптур животных. Архив скульптора хранится его младшим сыном Хайо в Херршинге. Скульптуры Кригера, исполненные в фарфоре – интересный и желанный материал для коллекционеров. Но в отличие от фарфоровых моделей, которые были лишь копиями, бронзовые его произведения выдают в скульпторе-самоучке большое мастерство и талант. Кригер всегда сам доводил их до идеала, делая последнюю шлифовку и работая над цветом поверхностей. Он педантично следовал точной анатомической передаче фигур животных, которых зарисовывал в зоопарках или лепил в мастерской. Фигуры Кригера настолько анатомически правильны, что студенты-ветеринары воспринимали его скульптуры как объекты для своих исследований в орнитологи, а директора зоопарков замирали от восторга, восхищаясь характерными и точно воспроизведёнными для каждого вида животных и птиц эмоциональными позами.
Свиристель, №110, Allach, 1940 Китайский соловей, №111, Allach, 1940
Вильгельм Кригер оставил потомкам великолепные произведения, однако, каких-либо письменных заметок или оценок собственного художественного творчества он практически не делал. С детства он страдал глухотой, но жил ради искусства и именно в нём черпал силы. Не написанное или устное слово – скульптура была его профессией.
Прежде всего Вильгельм Кригер предпочитал работать с бронзой и камнем. Его бронзовые фигуры животных и птиц по стилистике очень напоминают классические египетские скульптуры, некоторые из которых были выполнены в фарфоре, например, заводом Porzellanfabrik Lorenz Hutschenreuther, Lichte Porzellan в Тюрингии и фарфоровым заводом Allach около Мюнхена. Среди моделей фарфорового завода Allach есть две скульптуры, выполненные по моделям Кригера.
В 1927 году скульптору был присвоен титул «Профессора образовательных искусств».
«… Нордерней – моя колыбель… Искусства там было слишком мало и ориентировано оно было на голландскую школу. У моих предков была любовь к искусству, но не в смысле высокого искусства. После окончания средней школы я уехал в Мюнхен, чтобы посвятить свою жизнь искусству как профессии. Я так высоко ценил его, что не мог заставить себя посещать какое-либо изобразительное заведение или пойти к учителю. Искусство было моим первым художественным опытом и чтобы выразить его, я начал рисовать и лепить. … однажды я послал на выставку Seсession несколько скульптур. Они были приняты и что было ещё более поразительным, они все были проданы… С тех пор я – член Seсession и постоянно выставляюсь. Государство и город Мюнхен уже купили у меня несколько скульптур…Из-за потери слуха мне бывает очень одиноко. С 1912 года у меня есть постоянное место жительства в Херршинге. … Но одно я могу сказать, я не желал бы коллегам пройти мой путь, он был очень тернист».
Профессор Вильгельм Кригер, 1934 годПо материалам собственных исследований и статьи
Dr. Martin H. Schmidt „Professor Wilhelm Krieger (1877 Norderney — 1945 Herrsching) – Tierplastiken“ im Conversationshaus zu Norderney, использованы фото hermann-historica.com, фото из частных коллекций.
Выставка
С 14 марта по 3 мая 2010 года 35 скульптур, выполненных с 1905 по 1944 год, были выставлены в Доме заседаний (Conversationshaus) в городе Нордерней (Norderney), через 65 лет после смерти Вильгельма Кригера. Выставка была организована Хайо и Сюзанной Кригер в сотрудничестве с куратором выставки доктором Шмидтом. Нордерней – остров в Германии, который входит в состав Фризских островов и имеет статус города в земле Нижняя Саксония.
Все произведения представлены из личного архива художника, причём 11 бронзовых фигур животных выполнены самим Кригером, остальные 24 отлиты его сыном Хайо уже после смерти скульптора. Выставка по творческому масштабу и количеству работ приближается к первой персональной выставке Вильгельма Кригера, которая проходила в 1935 году в Городской галерее в Нюрнберге и вызвала широкий интерес и одобрение современников. Это первая большая выставка произведений Кригера за пределами Херршинга, города в котором долгие годы жил и работал скульптор. Таким образом выставка в Нордерней показывает и те произведения, которые были созданы на второй родине художника и одновременно служит подготовкой к первой персональной выставке Вильгельма Кригера в Мюнхенском музее, которая уже запланирована на 2011 год. Работы Кригера нашли своё место и в больших музеях и в частных коллекциях, и, конечно, вклад Вильгельма Кригера в анималистику в обозримом будущем будет по достоинству оценен, а скульптор, наконец, займет почётное место среди великих немецких анималистов, наряду с Августом Гаулем (August Gaul), Фрицем Беном (Fritz Behn) и Теодором Кернером.
Биография
1877 | Родился в Нордерней 2 июня, сын Теодора Эдуарда Кригера, художника и стекольщика (1849–1895) и Греты Вильгельмины Тееманн (1850–1914). |
1888 | Поступил в гимназию Ульриха (Ulrichgymnasium). (нет документов об окончании). |
1893-1896 | Обучение на художника-декоратора в Бремене (не окончил). |
1896/1897 | Один семестр обучения в Королевской школе прикладного искусства, Мюнхен. |
С 1901 | Самообучение, занятие скульптурой. |
1907-1938 | Член мюнхенского Сецессиона.
Его скульптуры были выполнены из бронзы, фарфора и фаянса: Художественное литье Lauchhammer, керамика Groot Burg, Paul Dresler/ Krefeld, Керамической мастерской Otto Koebke/Herr-sching, фарфоровыми фабриками Gebr. Heubach /Lichte, Hutschenreuther/ Selb, а так же фарфоровой мануфактурой Allach, Мюнхен. |
1912 | Переезд в Херршинг (собственный дом и мастерская) и бракосочетание с с Эмилией Буттерс (Emilie Butters, 1879–1961), в браке родились 2 сына и 3 дочери. |
1927 | Присвоение звания профессора изящных искусств Баварским Министерством образования и культуры. Многочисленные выставки и персональные выставки в городах Германии, в том числе в Бремене, Нюрнберге, Берлине, Мюнхене. |
1937-1944 | Участие в выставках в «Доме Немецкого искусства», Мюнхен. |
1945 | Умер 13 сентября в Херршинге в возрасте 68 лет. |