Franz Nagy

Франц Надь (Franz Nagy) [22.6.1888, Печь (Pécs/Ungarn) –14.1.1962, Мюнхен]

Франц Надь-младший, послевоенное фото

Франц Надь (Franz (Ferenc) Nagy) [22.6.1888, Печь (Pécs/Ungarn) –14.1.1962, Мюнхен]

Годы жизни и номера моделей – вот и всё, что до сих было известно о человеке, с которого, собственно, и началась история фарфоровой мануфактуры Allach. Я долго не решался написать хоть какую-нибудь статью о нём, тем более претендующую на биографию – попросту не было соответствующего материала. Поначалу её приходилось собирать по крупицам. Но благодаря последним исследованиям доктора Вальтера Деммеля, руководителя исторического цеха Allach-Untermenzing, в биографии Франца Надя становится всё меньше «белых пятен».

Печь (Pécs), Королевская улица, 1888

Франц (Ференц) Надь родился в городе Печь (нем. Fünfkirchen) в Венгрии в 1888 году.  В 1904 году его семья, покинула родовое имение и перебралась на жительство в Германию. Ференц Надь, художественно одаренный молодой человек, с юности мечтал стать фарфоровым художником. В 1906–1908 годах он посещал школу прикладного искусства в Мюнхене и работал формовщиком на фарфоровом заводе Нимфенбурга. Там он познакомился с уже весьма известным фарфоровым художником и скульптором Теодором Кернером (Theodor Kärner), впоследствии ставшим его лучшим другом до конца жизни. В 1921 году Надь вместе с Теодором Кернером начал сотрудничать с фирмой Rosenthal, а после оба участвовали в формировании художественного отделения Розенталя в Зельбе.

Теодор Кернер и Ференц Надь (крайний справа), фарфоровая фабрика Нимфенбург. Фото GWA

Ангелок на шаре, Франц Надь, [Розенталь, мод. 439, 1916]

50 лет Rosenthal — медальон и тарелка в подарочном футляре, личные подарки Филиппа Розенталя сотруднику Францу Надю-старшему. Были вручены с подарочным документом от 31 августа 1929 года с собственноручной подписью «Ihr Ph. Rosenthal».

Теодор Кернер и Франц Надь, керамические плитки

Керамические плитки. Теодор Кернер и Франц Надь. «Ревущий олень», «кабан и охотничья собака», «хорёк и охотничья собака», «всадник с рогом». Цветная ручная живопись под глазурью. Внизу слева монограммы художников. 15,3 x 15,3 см. Частное изготовление Кернера и Надя.

В 1913 году Франц Надь женился на Розе Заурер. В браке родилось двое детей – старший сын тоже Франц (1914–2003)  и дочь Розина (1919). С 1925 года Надю в München-Allach принадлежал участок примерно в 2000 м² рядом с заводом Kraus-Maffei. В 1929 году Надь и его семья получили немецкое гражданство от правительства Верхней Франконии в Баварии. На своём участке земли он построил небольшой дом  и организовал предприятие «Keramischen Werkstätten Franz Nagy», а ещё через несколько лет вместе с художником Карлом Дибичем (Carl Diebitsch) начал производство художественного фарфора. После 1937 года, когда фарфоровая мануфактура перешла под управление СС и после расширения компании, когда  все фарфоровое производство переводилось в Дахау,  Надь оставался в Allach и работал над художественной керамикой – тарелками, кувшинами и вазами.
Франц Надь-ст. Керамический кувшин с германским мотивом. Без клейма. Предположительно прототип модели K3 для Allach. Франц Надь-ст. Керамический кувшин с германским мотивом. Без клейма. Франц Надь-ст. Урна с германским мотивом. Выполнена по поручению рейсфюрера СС. Оригиналом послужила урна, хранившаяся в музее Ганновера. Без клейма. Предположительно прототип модели K7 для Allach Франц Надь-ст. Керамический кувшин с германским мотивом. Без клейма. Не выпускался Allach.
Франц Надь-ст. Керамический кувшин
с германским мотивом. Без клейма.
Предположительно прототип
модели K3 для Allach.
Франц Надь-ст. Керамический
кувшин с германским мотивом.
Без клейма.
Франц Надь-ст. Урна
с германским мотивом.
Выполнена по поручению
рейсфюрера СС.
Оригиналом послужила
урна, хранившаяся в музее
Ганновера. Без клейма.
Предположительно
прототип модели K7
для Allach.
Франц Надь-ст.
Керамический кувшин
с германским мотивом.
Без клейма.
Не выпускался Allach.
Франц Надь-ст. Канделябр, мод. 21, Allach. Франц Надь-ст. Берлинский медведь, мод. без номера, Allach. Франц Надь-ст. Птицы, мод. 24, Allach. Франц Надь-ст. Победитель, мод. 109, Allach. Франц Надь-мл. Фокстерьер, мод. 105, Allach.
Франц Надь-ст. Канделябр,
мод. 21, Allach.
Франц Надь-ст.
Берлинский медведь,
мод. без номера,
Allach.
Франц Надь-ст. Птицы,
мод. 24, Allach.
Франц Надь-ст.
Победитель,
мод. 109, Allach.
Франц Надь-мл.
Фокстерьер,
мод. 105, Allach.

Здесь необходимо добавить, что сын Франца Надя тоже работал вместе с отцом на фабрике Allach, по некоторым документам Франц Надь-младший заключил договор с фабрикой в 1938 году. Как и большинство фарфоровых изделий фабрики, модели Франца Надя-младшего также клеймились, но на них ставилась не фамилия автора, а монограмма FNY.

Кофейный сервиз Allah (Франц Надь-младший); фото из газеты Das Schwarze Korps с фрагментом статьи об открытии выставочного зала в Берлине, 1939.

KalfanyПосле окончания войны Францу Надю не удалось получить дом на Линденштрассе обратно в собственность. Тем не менее, он не покидал Allach и проживал на Allacher Straße 255, продолжая заниматься керамикой, начав всё с нуля.  В 1952 году бывшее здание фарфоровой мануфактуры купил предприниматель Карл Бергер. На производственных площадях бывшей мануфактуры расположилась конфетная фабрика «Kalfany», которую до сих пор многие жители района хорошо помнят. Она производила до начала 60-ых годов популярные сладости. В конце 1960-х годов Карл Бергер продал земельный участок предприятию Krauss-Maffei.

 

 


В качестве послесловия

В местной газете старейшей в Баварии общины Allach-Untermenzing в ноябре 2009 года была опубликована заметка доктора Вальтера Г. Деммеля, в которой он писал о некоем Отто Бирке, проживающем «к востоку от дороги на Allacher Straße 255 и известный многим жителям района ещё как мастер керамики и работающий в мастерской на заднем дворе того же дома».  Далее Деммель пишет следущее: «Бирк Франц-Иосиф был известен в 1932 году как мясник. Отто Бирк-старший, отец нашего Отто Бирка и племянник фермера Бирка Франца-Иосифа жил на Parkstraße 16, где сейчас стоит дом Lindemannstraße 9. Об этом Бирке-старшем я узнал, что он был зятем Франца Надя, владельца Porzellan Manufaktur Allach».

Bayrischer Löwe - Nagy - Otto Birk

Дочь Франца Надя Розина вышла замуж за Отто Бирка, у них родился сын, тоже Отто, который и проживает в Аллахе по сей день. Ото Бирк жив и здоров, не вышел на пенсию, в своей мастерской в настоящее время делает для Баварской государственной канцелярии фигуры больших львов – работу, которая наряду с другими занимает довольно много времени.

Отрадно то, что история продолжается….

Летом 2010 года в Аллахе проходила выставка, организованная руководителем исторического цеха Allach-Untermenzing доктором Вальтером Деммелем. На выставке публике были  представлены фотографии домов и улиц к востоку от железнодорожной линии, ранее не публиковавшиеся письма, сертификаты и земельные документы, карты Allach и Untermenzing  девятнадцатого века, исторически интересные предметы, а также аэрофотоснимки, почтовые открытки и многое другое.

Доктор Вальтер Деммель на открытии выставки

«Многие жители района звонят мне и рассказывают исторические факты из прошлого Allach и Untermenzing. Так как я занимаюсь историей двадцатого столетия, я очень рад тому, что могу говорить с людьми, которые пережили многое», – сказал профессиональный историк многочисленным посетителям, прибывшим на открытие выставки. На фотографии с выставки можно заметить фарфоровые фигуры фокстерьеров, выполненные Францем Надем и Теодором Кернером и льва Отто Бирка.

И вот совсем свежая новость – в Аллахе 8 марта 2012 года открылась выставка, посвящённая Францу Надю. Доктор Вальтер Г. Деммель, руководитель исторического цеха и организатор выставки, выступил на её открытии с получасовым докладом перед 100 приглашёнными гостями. Экспозиция будет открыта до конца апреля с понедельника по четверг с 10 до 17 часов, в пятницу до 12 часов; выставленные предметы находятся в помещении, которое доступно через секретариат. Адрес: Allach-Untermenzing (Manzostr.105).

Доктор Вальтер Деммель на отрытии выставки 8 марта 2012 года.


В статье использованы материалы wochenanzeiger-muenchen.de, KulturGeschichtsPfade, фото hermann-historica.com, фото allach.ru, фото из частных коллекций

Franz Nagy: 4 комментария

  1. Вообще интересен «переход» мануфактуры под управление СС. Надь был увлечен идеями национал-социализма или вовремя прочухал, что если он будет сопротивляться, то бизнес просто отожмут без суда и следствия? Все-таки человек открыл дело, наверное мечтал о такои славе как у мейсенской или дрезденской мануфактур.

    • Сложно сказать, я не был бы столь категоричен в оценках. Люди творческих профессий после чудовищной депрессии 20-х годов видели в новой власти стабильность и заинтересованность в результатах их деятельности. Не будь Франц Надь другом Теодора Кернера, а тот в свою очередь Карла Дибича, вряд ли бы в истории осталось его имя. Но обстоятельства сложились так, как сложились. Как было сказано, Франц Надь до момента основания мануфактуры Allach уже производил керамику в своей мастерской. Изделия этого времени вообще никогда не изучались, более того – их практически нет. Поэтому ни о художественной, ни о какой-либо другой их ценности мы судить не можем. В Германии – мелких керамических мастерских как пивных: в каждой деревне. При этом, керамическое производство – вещь довольно затратная. Не думаю, что Франц Надь самостоятельно делал вещи особо выдающиеся. Скорее свего мануфактура Allach – это его «синица в руках» – выгодное предложение. При основании мануфактуры Надь получил 6000 рейхсмарок и еще 4000 в качестве компенсации за дом и земельный участок. В первый год он также занимал должность управляющего делами (коммерческого директора) мануфактурой. Другими словами, не было никакого «отжима бизнеса». Руководством СС была предложена схема ведения бизнеса, которая всех устраивала. В 1942-43 годах Франц Надь получал ежемесячно 600 рейхсмарок и дополнительно как руководитель предприятия керамической мастерской и скульптор – долю прибыли от доходов фабрики и проданных моделей. В целом в месяц сумма была значительная, близкая к 1500 рейхсмаркам.
      P.S. Собственно именно потому, что в 1935 году он и дом и участок продал CC, после войны он не смог получить их обратно в собственность, ибо закон и юридическое право соблюдались неукоснительно.

Добавить комментарий