Germanien

В журнале GERMANIEN 12/1937  года была опубликована статья, посвящённая фабрике Allach.  Интересна она  в первую очередь тем, что в ней, пожалуй, впервые в периодическом издании упоминается о керамических изделиях фабрики и в частности речь идёт о древнегерманской урне, выпускавшейся фабрикой под номером К7.

В статье не указан скульптор, по документам фабрики автором модели был Франц Надь — старший. Ниже полный перевод статьи.

К возрождению немецкого народного искусства.

Фарфоровый завод СС Аллах, некоторые изделия которого мы публиковали под тем же самым заголовком «К возрождению немецкого народного искусства» в 7 номере 1937 года, открыл 21 октября 1937 свой первый магазин в Германии, в Берлине на Герман-Гёрингштрассе 2-3. Читатели, приславшие нам свои вопросы, найдут желаемые ответы и, таким образом, произведения фабрики становятся открытыми для общественности. Хочется выразить убеждение, что художественный фарфор не должен оставаться просто товаром, но должен стать настоящим искусством. Первоначально изделия из фарфора были только при дворе, позже фарфор появился и у платежеспособных слоёв населения. Теперь же, когда весь народ должен осознать свою национальную общность, произведения фарфорового искусства доступны ему в полном объёме. Одна из целей, которые ставит себе SS Porzellanmanufaktur Allach, нашла своё отражение не только в ценовой политике, хотя это также естественно важно, но, прежде всего, в высоком художественном качестве. И нет лучшего пути, которому надлежит следовать, чем возвращение к основным направлениям народного искусства.

На иллюстрации изображена копия древнесаксонской урны, выполненная фарфоровым заводом Allach, и подаренная рейсфюреру СС Гиммлеру 7 октября ко дню его рождения. Оригинал был найден штурмбанфюрером СС К. Т. Вейгелем (Karl Theodor Weigel – прим.) в подвале краеведческого музея Ганновера, где она находилась до сих пор неопознанная; между тем директор музея, профессор Йакоб Фрисен опубликовал находку в журнале «Forschungen und Fortschritte» 18/37 («Исследования и прогресс» – прим.)  Эта урна датирована примерно 400-500 годами нашей эры. Отличительной чертой её является то, что на двух из четырёх продольных «горбов» изображены символы древа жизни и ещё на двух горизонтальные поперечные перекладины, известные как «мотив лестницы». Эти символы часто находят в культовой символике, особенно в шведских наскальных рисунках. Поля урны, находящиеся между «горбами» разделены по диагонали рядами знаков, имеющих вид руны Одал. Руна Одал принадлежит к рунным знакам, которые использовались наряду с символами и как письменные руны. Её имя «odal», а  в старой форме «othala1» значит «унаследованный от предков». Слово указывает нам истинное и первоначальное значение знака: страну, находящуюся между гор нужно возделывать и сохранить основы всего человеческого рода. Этот знак в виде петли использовался в средневековой рукописи Беовульф как сокращение от «edhel = odal». Мы видим на урне четыре ряда комбинированных германских символов: символы крестьянства; дерево жизни, которое несёт огни священных ночей и которое в народном искусстве часто изображали над источником живой воды; целительный след ноги Движущегося Бога (Герман Вирт) и «мотив лестницы», смысл которой на погребальной урне – это, вероятно, спуск в преисподнюю. Возникает вопрос – можно ли сопоставить эти знаки по смыслу друг с другом, так как сегодня народное искусство утратило связь с ними на бытовом уровне? Как в сказке, тем не менее, находятся здесь определенные главные смыслы, которые позволяют нам взглянуть на мир предков и на их представление о мире.

Ганс БАУЭР

В качестве послесловия. Сегодня найти эту урну в коллекциях крайне сложно. Вообще, изделия керамической секции фабрики крайне редки, цены на предметы весьма высокие. На аукционе 2010 урна K7  была продана за 1900 евро без учёта комиссионных сборов.

Allach K7 Allach K7

1Othala – наследство. Othala связывают с идеей наследования. Причём не только наследования земли, имущества на физическом уровне, но и наследование генетического материала. Кроме того, наследство духовное – знания. Othala связывают с домом, родом, традицией. Отала связана с корнями человека, с тем, что передается из поколения в поколение. Эта руна может обозначать как одного конкретного родственника, так и всю семью, родных в целом. Кроме того, Othala может обеспечить помощь и поддержку рода, семьи. Ещё одно значение руны – родовое поместье. Othala используется для сохранения и защиты семьи, дома.

Добавить комментарий