Повторы

Модель щенка таксы

Говоря о повторах, в первую очередь надо иметь ввиду, что выпускавшиеся в первые годы существования фабрики Allach модели появились не на пустом месте. Весь модельный ряд имел под собой вполне подготовленную почву…

Рекламная брошюра фабрики Rosenthal. Начало 30-х годов XX века.

Говоря о повторах, в первую очередь надо иметь ввиду, что выпускавшиеся в первые годы существования фабрики Allach модели появились не на пустом месте. Весь модельный ряд имел под собой вполне подготовленную почву. Это касается не только фигур, но и ваз и подсвечников. Внимательный взгляд разглядит на рекламной брошюре Розенталя начала 30-х годов «будущие» аллаковские модели. Два стиля: модный арт-деко и коммерчески востребованный барокко – вот тот фундамент, на котором строился «ассортиментный ряд» фабрики Allach. Вообще, удивляться тут нечему, так как многие будущие скульпторы Allach в разные годы своей карьеры или работали или сотрудничали с Розенталем.

И тому есть множество примеров. Самая первая модель, произведённая фабрикой и имеющая номер 00 в каталоге Allach — скульптора Теодора Кернера «Всадник СС» (SS-Reiter), сделанная им в конце 1934 года для Розенталя под номером 1549. Ещё одна, безусловно, коммерчески успешная, выдержавшая повторы в течение десятков лет модель «Сидящий щенок таксы» (Gunger Dackel (sitzend)) работы того же скульптора. Эта модель выпускалась  на фабрике Allach под номером 2 и являлась модификацией модели № 1247, которую Кернер сделал в 1933 году для всё той же фабрики Розенталя.

Модель щенка таксы

слева –  щенок таксы. Модель № 2. Allach; справа – щенок таксы. Модель № 1247. Rosenthal.

Витрина филиала Rosenthal Эриха Гелднера на Одеонсплац в Мюнхене

Витрина филиала Rosenthal Эриха Гелднера на Одеонсплац в Мюнхене, оформленная к 50-летию Теодора Кернера в 1934 году. Видны обе модели овчарки, впоследствии повторенные на Аллаке.

Довольно популярная модель Allach «медведь с шаром» тоже не осталась без копии. Правда, она не упоминается ни в каталогах, ни в моделях Кернера, сделанных для Розенталя. Тем не менее она существует в цветном исполнении. Как и у большинства фигур Розенталя, на которых присутствует животное с шаром – шар золотой.

Медведь с шаром

слева – медведь с шаром. Rosenthal; справа – медведь с шаром. Модель № 9. Allach.

А вот ещё одна интересная вариация Розенталя на тему «мишки». Я оставлю фотографию без комментария со своей стороны. Замечу лишь, что аллаковская модель – справа.

Медведь

Изображение лошадей – одно из самых интересных направлений в анималистике. Как направление именно в фарфоре его развил один из величайших, на мой взгляд, скульпторов прошлого века Теодор Кернер, а если хотите аналогий, то – Василий Ватагин в русском и советском искусстве, к слову сказать его, Кернера, ровесник. В застывшей пластике фигур Кернера всегда присутствует спокойствие и торжественное величие, а в передаче движения ему нет равных. В 30-е годы Кернер был одним из лучших скульпторов-анималистов, что на немецком звучит как Tierbildhauer – «звериный художник». Если уподобиться канцелярской крысе со счётами в руках, то можно подсчитать, что к модели «прыгающего арабского жеребца», выпущенной в 1937 году под № 74 на фабрике Allach, Теодор Кернер шёл больше 20 лет. Первая модель Gallopping Arab horse (Galoppierendes Araberpferd № 532) была сделана им и выпущена в 1915 году на фабрике NYMPHENBURG, когда скульптору шёл 31 год. Далее, уже работая фрилансером для фабрики Розенталя, он делает несколько прекрасных скульптур, которые определили новое направление в «фарфоровой анималистике» на многие годы вперёд. В возрасте 53 лет Кернер вернулся к своей первой модели 1915 года, и на её основе создал, на мой взгляд, скульптуру, достойную занять место в ряду выдающихся произведений мирового искусства.

слева – Galoppierendes Araberpferd #532 [NYMPHENBURG]; справа – Pferd (springend) #74 [ALLACH]

слева – Galoppierendes Araberpferd. Модель № 532. Nymphenburg; справа – Pferd (springend). Модель № 74. Allach.

Следующий источник появления повторов моделей фабрики Allach — послевоенные модели компании Oscar Schaller & Co. Nachfolger (ESCHENBACH). После 1945 года эта компания использовала формы Allach для перезапуска производства, поскольку большинство своих пресс-форм погибло, а документы были утеряны.

В течение первых десяти лет после мировой войны фабрика прошла обширный процесс расширения и модернизации, восстановилась и увеличила производство во многом благодаря аллаковским моделям. В каталоге фабрики Eschenbach 1950 года значатся «28 Figuren von T.Kärner, 6 von Nagy, 2 von Förster».

Springend pferd. Модель№ K38. Eschenbach. Liegender hirsch. Модель№ K37. Eschenbach.

Более подробно повторы моделей фабрики Allach будут рассмотрены в соответствующих статьях: «Модели Allach – Rosenthal» и «Модели Allach – Eschenbach«.

Добавить комментарий