Советский Новый год

Эта статья продолжает тему праздников, начатую в статье «Йоль», но уже с другой стороны. Несмотря на идеологические различия, в самих рекомендациях к новогодним праздникам очень много общего. В брошюрах, выпущенных в СССР в конце 30-х годов даны советы по организации и проведению праздника новогодней ёлки – как наряжать ёлку, какие песни петь, в какие игры играть и ещё много чего. Как и брошюра Фрица Вайтцеля они носили рекомендательно-обязательный характер, а аналогии с брошюрой Вайтцеля найдёте сами.

 

Мы втащили ёлку
В красный уголок,
И уткнулась ёлка
Прямо в потолок.

В комнате разнёсся
Запах смоляной,
Будто на опушке
Мы стоим лесной.

Смастерили сами
Мы жука с усами,
Корабли и танки,
Пушки и тачанки.

Мы украсим ёлку,
Встретим Новый год.
Ждать его недолго –
Он уже идёт.

 

Н. Найдёнова
(журнал «Мурзилка» 1939 год)

Эта статья продолжает тему праздников, начатую в статье «Йоль», но уже с другой стороны. Несмотря на идеологические различия, в самих рекомендациях к новогодним праздникам очень много общего. В брошюрах, выпущенных в СССР в конце 30-х годов даны советы по организации и проведению праздника новогодней ёлки – как наряжать ёлку, какие песни петь, в какие игры играть и ещё много чего. Как и брошюра Фрица Вайтцеля они носили рекомендательно-обязательный характер, а аналогии с брошюрой Вайтцеля найдёте сами.

Сборник «Ёлка в детском саду»

(Материал разработан Центральным домом художественного воспитания детей. Редакция журнала «Дошкольное воспитание». Учпедгиз. Москва, 1937 г.)

В статьях сборника дана характеристика праздника и практические советы по его организации, а также советы, как украсить ёлку. В сборнике содержится большое количество словесного материала и песен, например песенка деда-мороза, который, как и полагалось, прилетает на самолете и спускается на парашюте. Также в сборнике представлены пять новогодних сказок. Вот некоторые выдержки из брошюры, касающиеся того, как следует наряжать ёлку:

…Необходимо сохранить изобилие и разнообразие приятных для глаз вещей в самом необыкновенном их соседстве – парашютист и  медведь, бабочки и хлопушки и т.п. Большим успехом пользуются у детей цепи, сделанные из маленьких двухсторонних плоских фигур. Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой…

…На верхних ветках лучше повесить на самые концы легкие, блестящие украшения, а по контуру веток положить нити серебряного инея. На средних ветках надо вешать такие игрушки, которые не требуют близкого и детального рассматривания, например, бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи, а на краях ветвей – аэропланы, парашюты, птички, бабочки и т.п…

…На нижних ветках ближе к стволу можно расположить в веселых позах кукол, слонов, обезьянок, зайчиков… Особое внимание необходимо уделить декорированию подножия елки. Сказочность и необычайность этого чудесного древа должна быть сохранена целиком. Можно положить на пол немного белой материи и закрыть подножие елки ветками, можно устроить с одной стороны берлогу, а с другой – хоровод зайчишек. Можно устроить вокруг елки веселый хоровод кукол, одетых в костюмы разных народностей»…

Сборник «Ёлка»

(Наркомпрос. Комитет по игрушке. Учпедгиз. Москва, 1937 г.)

Сборник Комитета по игрушке внешне более пышный, более детский, во всяком случае, составители такие намерения имели (дать пышность и детскость). В сборнике большое количество фотографий игрушек и наряженных ёлок. Характер материалов несколько иной, чем в сборнике ЦДХВД, хотя во многом они повторяют друг друга.

Есть, например, статья проф. Каштанова «О средствах против воспламенения елочных украшений», написанная специфически химическими терминами. Точно так же статья Кваснецкого «Установка и освещение елки», очень ценная во многих своих частях, пригодна в остальном для использования только специалистом-техником.

Среди выдержек из сборника статей и материалов под редакцией С.Базыкина и Е.Флериной есть такие, которые сегодня вызывают улыбку. А есть и те, которые звучат актуально и даже революционно.

…Ёлка требует богатства и разнообразия предметов. Недопустимым, старым и чуждым ассортиментом являются религиозные образы. Этого на нашей ёлке дети не увидят. Обычные же декоративные украшения хороши, и их нужно сохранять. Старыми являются антихудожественные безделушки мещанского, безвкусного оформления.

На ёлке важно дать возможно больше игрушек новой тематики, увлекательные для ребят образы строительства, героики, например, завоевание Северного полюса, парашюты, планеры, оборонные игрушки, фигурки национальностей Союза и т.д. Это сделает ёлку для детей близкой, своей, советской…

…Можно ли вешать на ёлку сладости и фрукты?

Педагогов, очевидно, смущает вопрос гигиены. Можно ли гарантировать, чтобы яблоко и пряник с ёлки не потрогали десятки детских и взрослых рук, прежде чем они попадут в рот к ребёнку? Соображение вполне законное, опасность нарушения гигиены имеется. И всё же, во-первых, большая часть сластей – конфеты, шоколадки – даются в бумажках, апельсины, орехи защищены собственной оболочкой. Речь может идти о пряниках и яблоках, которые жаль обёртывать. Их можно повесить повыше и глубже к стволу, чтобы дети руками не трогали; яблоки следует предварительно вымыть…

…Основные ошибки в дошкольных учреждениях на ёлке – это перегрузка праздника и отвлечение ребят от ёлки другими зрелищами и развлечениями: слишком много ряженых, театр петрушки, инсценировки, выступления взрослых…

Сама ёлка для дошкольников – достаточно богатое зрелище, и главным образом вокруг ёлки надо развернуть детский праздник, чтобы дети чувствовали себя свободно, радостно, легко…

Перегрузка же ребят, непосильная и ненужная сложная пляска на показ родителям, ряжение ребёнка насильно, лишь бы не нарушить плана праздника, — всё это говорит о низком педагогическом уровне проведения праздника. В другом детском саду перегрузка детей началась с оформления зала. Возле снежной горы стояла «баба», наряженная в красную шапку, – руководительница детсада, одетая в вату так, что видны были только глаза. Это мешало детям сосредоточить внимание на ёлке, а «баба» их пугала. «Ой, она дышит… она правдишная», – говорили дети. («Баба» долгое время стояла неподвижно.) Зачем создавать такое мучение для педагога-ряженого? Зачем пугать детей?

В другом детском саду на ёлке в группе для 3–4-леток торжественно вошел Дед Мороз с палкой, запел песню «Не ветер бушует над бором» – шесть ребят расплакались.

И, несмотря на то, что руководительница сняла у Деда Мороза бороду и усы, никто не хотел брать подарка».

Murz_36.jpg

Ёлка 1935 года.

28 декабря 1935 г. в «Правде» была опубликована статья т. Постышева о ёлке. 31 декабря по всему Союзу зажглись разноцветными огнями десятки тысяч ёлок. Это был блестящий новогодний подарок детям. Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни ёлочных украшений, ни ёлочных игрушек – их не производили. B школах, детсадах, клубах, в семьях заволновались. Педагоги, родители, дети, соорудили ёлку быстро и почти «из ничего».

Опыт этой ёлки, далеко не совершенный, обнаружил много любопытных фактов, курьезов, педагогических ошибок. Однако недостаток времени для подготовки к ёлке дал и свои положительные результаты. Нами учтён опыт московских детских садов. Наблюдения и рассказы 200 педагогов показали, что ёлка, большей частью прошла просто, непосредственно и радостно. Нередко подготовка к празднику переутомляет и педагогов и детей. Праздник проходит по разученной и надоевшей программе. Свежести, живого праздничного подъема нет. Энергия растрачена.

Ёлка прошлого 1935 г. получилась экспромтом, но прошла неплохо. Были отдельные безинициативные педагоги. Они опасливо говорили: «как бы чего ни вышло», «погодите, дадут установки, тогда и будем устраивать». Они спрашивали: «как осмыслить ёлку», «как построить программу праздника?» Они спрашивали детей: «Дети, хотите, чтобы у вас была елка? Кто за ёлку?» « Дети.. хотите, чтобы мамы и папы были на ёлке?» Получались подчас курьезные ответы: «Зачем мамов и папов на ёлку? – ведь ёлка обломится». Многие дети не знали, что такое «ёлка». Дети говорили: «Ёлка в лесу?» Когда педагог объяснил, один ребенок сказал: «Первый раз слышу, чтобы на ёлке росли игрушки». «Зачем её рубить?» Такие ненужные разговоры вносили путаницу в детский ум. Все это говорит о педагогах, которые никак не могут просто, без мудрствований подойти к детям и детской радости. После ёлки такие педагоги спрашивали: «как прорабатывать ёлку» и «не затмит ли ёлка другие праздники?» Хорошо, что таких педагогов оказалось немного.

О значении Ёлки

Ёлка является чистейшим образцом сезонного праздника зимнего, новогоднего. Праздником красоты и радости для детей всех возрастов. Ёлка запоминается на всю жизнь. Сказочная, необычайная, она глубоко волнует ребенка, дает богатый материал для работы воображения, для полета фантазии, для развития художественного вкуса. Разве этого не достаточно? Кто чувствует ёлку, тому не нужно объяснять значение этого праздника.

Должна ли быть ёлка сюрпризом?

На этот вопрос могут быть разные ответы и для разных возрастов детей и в различных обстоятельствах. Для детей дошкольного возраста нам кажется наиболее удачным, когда дети знают, что готовится ёлка. Пусть известно, что она будет нарядная и с игрушками: от этого нарастает интерес ожидания. Один педагог рассказывает: «Дети подглядывали в замочную скважину и фантазировали: «Я вижу, я вижу, ой, что это такое? Большая ёлка и вся в игрушках» (оказалось, что ёлка стояла через комнату, и дети видеть её не могли). Дети с напряженным интересом и радостными лицами вошли в зал и затихли поражённые зрелищем. Минуты 2–3 стояли молча, не спуская восторженных глаз с ёлки, потом все потянулись, рассматривали, стали раздаваться радостные возгласы: «Смотри, смотри зайчик!», «автомобиль», «а как светится, разными огоньками», звёздочка, какая красивая!», «клоун смешной», «лошадка»…

В тех случаях, когда дети сами украшали ёлку, такого восторга не наблюдалось, терялась прелесть неожиданности, сюрприза. Они вспоминали, кто что повесил, они знали игрушки, видели их. Этим видоизменялось праздничное настроение, пропадала сила эффекта.

Были случаи, когда детям ни слова не говорили о ёлке. Дети были в группе за обычными занятиями. Им велели стать в пары и повели в зал на ёлку. Дети буквально остолбенели и минут 10 не могли прийти в себя, а поэтому нам кажется, что такая чрезмерная неожиданность снижает легкость и радость детского настроения.

Для детей школьного возраста, для пионеров вполне целесообразно, когда они сами украшают ёлку небольшой группой ребят (более старших).. Дети этого возраста знакомы с ёлкой, они охотно будут украшать ее, постараются сделать её красивее, внесут выдумку, инициативу. Это даст им радостное удовлетворение. Основная же масса ребят этого возраста приходит лишь на праздник.

Следует ли с детьми делать ёлочные украшения?

Со старшими дошкольниками и в школьном возрасте, конечно, стоит. Само по себе занятие это доступное, приятное, оно развивает художественный вкус. Дети всегда охотно делают эти украшения и рады их увидеть на ёлке. Важно лишь дать такие изделия и такой материал, чтобы эти простейшие украшения были достаточно изящными, нарядными и не портили вид елки при сочетании с покупными украшениями.

Ёлочные игрушки

Для звезды, аэроплана, парашюта и снежинки сделайте из тонкой проволоки формочки по рисункам. Потом опустите готовые формы в горячий  насыщенный  раствор калийных квасцов и держите их в нём 4–5 часов. Когда квасцы осядут на нитках проволоки красивыми ледяными кристаллами, выньте формы из раствора и повесьте просушить.

Фонарики сделайте из плотной бумаги, раскрасьте их и вырезанные места подклейте внутри цветным целлофаном. Цепь из аэропланов и звезду сделайте из цветного картона, а кисточку к звездочке – из блестящих нитей. Бусы склейте из заостренных полосок разноцветной бумаги.

Детали для гирлянды из насекомых и листьев вырежьте из сложенной в несколько слоёв цветной бумаги и склейте.

Для танка и сказочного домика сделайте выкройки по чертежам с деталями. Склейте и раскрасьте их по рисунку.

Кошка делается из картона; лапки прикрепляются узелками из толстых ниток. Платье сделайте из гофрированной цветной бумаги. Таким же способом делаются куклы в украинском и белорусском костюмах.

Поросёнка, Кота в сапогах и Мороза делают из яиц. Осторожно проколите яйцо; когда выйдет всё содержимое его, продёрните через него нитку, как показано на чертеже. Лица раскрасьте, а головные уборы и воротники сделайте по рисунку. Борода Мороза делается из бумаги или ваты. Поросёнку наклейте нос. Плиссированный круглый фонарь сделайте по пояснительным чертежам.

Все выкройки вы можете увеличить до желаемых размеров. Если что-нибудь будет непонятно или трудно сделать, попросите помочь старших.

Как украшать елку?

Как будто задача несложная, а между тем мы имели случаи антихудожественного, нелепого украшения: на ёлку высоко, на самом видном месте развешивали коробки с настольными играми (на верёвке), серые резиновые игрушки, голые целлулоидные куклы, кольца для салфеток и тому подобные «подарки» детям. Неужели их нельзя было положить под ёлку или где-либо отдельно? Основной принцип украшения – лёгкость, ажурность, блеск и свет. Цели декоративные здесь основные. Коробки настольных игр – не украшение. Украшения могут быть самой разнообразной тематики, они должны быть узнаваемы, но они должны блестеть, сверкать, гореть своей нарядностью, красочностью. Золотые, серебряные, яркие, цветные могут быть и звери, и птицы, и кораблики, и автомобили, и парашюты, и аэропланы, и тысячи разнообразных предметов. Требование к их оформлению одно – ярче, красивее. Декоративный прием в оформлении ёлки является единственно целесообразным. Дети принимают эту декоративность, сказочность с восторгом.

dm37.jpg

Ёлка в Доме Cоюзов в Москве, 1937 год. (Фото из коллекции О. Синякиной.)

Совсем недавно один автор принёс в Комитет по игрушке новый набор ёлочных украшений. Набор неплохой. В декоративном и световом оформлении даёт близкие современные образы: стратостат, парашют, дирижабль, фабрика, Днепрогэс, военное судно, метро и т. д. Для ребёнка будет приятно найти на ёлке эти новые предметы. Неверно в идее автора лишь то, что в методической записке к набору он противопоставляет свою тематику «старой» и предлагает дать ёлку с одной классововыдержанной тематикой. Неверно, что блёстки, золотые звёзды, звери, птицы и бесконечное количество предметов (ёлочных украшений) «старые образы». Это знакомые и занимательные для ребёнка жизненные образы, декоративное оформление их нужно дать.

Ёлка требует богатства и разнообразия предметов (образов для оформления). Старым и чуждым ассортиментом являются религиозные образы (ангелы, изображение рождества христова). Этого на нашей ёлке дети не увидят. Но обычный, декоративный ёлочный ассортимент нужно сохранить.

Украшая ёлку, следует более крупные игрушки вешать ниже и в глубь ветвей, более мелкие и лёгкие вверх и по концам веток. Это создает лёгкость, ажурность.

Можно ли ёлку устраивать на воздухе?

Такой опыт проводили некоторые московские детские сады. Ёлки прошли своеобразно и как будто не плохо. Ёлка стояла в снегу, её осветили электричеством. Старшие дети помогали украшать. Все дети видели украшенную ёлку при дневном свете. Вечером пришел оркестр, зажгли ёлку, на столах разложили подарки. Дети были довольны, бегали, играли кругом ёлки, пробовали плясать, но в шубах это трудно удавалось. На другой день сняли украшения, ёлка осталась в снегу. Долгое время дети играли подле ёлки, навешивали на неё бумажки.

Не исключена возможность (особенно для детей школьного возраста) устройства ёлки на воздухе даже у опушки леса, вокруг живой ёлки с зимними спортивными развлечениями, но всё же устройство ёлки в помещении удобнее, проще и уютнее, особенно для малышей.

 

Могут ли быть на ёлке ряженые?!

Основные ошибки в дошкольных учреждениях на ёлке 1935/36 г. это перегрузка праздника и отвлечение ребят от ёлки другими зрелищами и развлечениями: большое количество ряженых, театр петрушки, инсценировки, выступления взрослых. Нам кажется, что нужно экономить детское внимание и не перевозбуждать ребят, не отвлекать от ёлки. Сама ёлка для дошкольников достаточно богатое зрелище, и, главным образом, вокруг ёлки надо развернуть, детский праздник, чтобы дети чувствовали себя свободно, радостно, легко. Театр петрушки, инсценировки, множество ряженых, обращение ёлки в маскарад нам кажется ненужным для этого возраста. Музыка, песни, пляски, интимный небольшой рассказ у ёлки, когда дети напляшутся, рассказ про зиму, сказка про зверей и т. п. – это вполне уместно.

Для детей школьного возраста «программа» ёлки может быть значительно усложнена. Вокруг ёлки может быть и детский маскарад, и инсценировки, и кукольный театр. Объём внимания и развитие детей вполне позволяют так строить программу ёлки. Однако следует обратить особое внимание на то, чтобы избежать перегрузки, которая всегда вносит хаос и перевозбуждает ребят. Не следует в один праздник включать всевозможные виды развлечений и зрелищ. Если для дошкольника ёлка – центр внимания, то для детей школьного возраста ёлка – красивая обстановка, и этого недостаточно, нужна ёще какая-то занимательная деятельность. В школьном возрасте ряжеными могут быть все участники праздника (маскарад). В дошкольном возрасте это лишнее, ненужное, громоздкое наполнение праздника.

Учитывая опыт, мы рекомендовали бы в начале елки никаких ряженых не вводить, дав возможность ребятам рассмотреть ёлку. Когда же они ёлку рассмотрят, повеселятся, потанцуют кругом ёлки, попоют, поиграют, к моменту раздачи подарков или для организации игры можно ввести одного-двух ряженых. В одном саду несколько старших ребятишек из первого класса школы оделись зайчатами и организовали игры с детьми. Они вызвали общий восторг. Потом зайчата сели под елочкой и стали раздавать подарки детям, вынимая их из-под ёлки с шутками, с прибаутками, весело выкликая детей. Интересно прошло ряжение в деда-мороза, но дети не знали ранее этого образа, приняли его за дедушку из колхоза. «Колхозный дедушка, мы его знаем» – заявили ребята.

Оригинальная выдумка – снежная баба с санями и игрушками. Она эффектно въехала и заговорила: «Ребята, ребята, а меня-то забыли позвать, стою на дворе и слушаю, что это там в детском саду?» Ребята ее встретили с большим восторгом. Потом подбегали к окну, убеждались, что там снежная баба стоит, смеялись, узнав руководительницу.

Были и неудачные персонажи: медведь белый, медведь бурый. Дети их испугались, малыши плакали и даже, когда руководительница сняла маску, никак не хотели к ней подойти. Старшие подходили, но той радости и веселья, которую вызвали зайчата, дед-мороз, снежная баба, не было. С отбором ряженых персонажей для дошкольника нужно быть осторожным. Неудачными в программе дошкольной ёлки оказались конфетти и серпантин. Это отвлекло ребят. «Ой, запутался!» – недовольно говорили дети. Конфетти стали собирать с полу и сыпать на голову вместе с пылью. Конфетти доставило больше огорчения, чем радости – отвлекло от ёлки и причинило педагогам много хлопот. Запрещение собирать с полу снизило настроение. Конфетти и серпантин нам кажется более уместными для подростков и взрослых. Для школьников начальной школы вряд ли это нужно. Фейерверк уместен на ёлке в Парке культуры, при ёлках на открытом воздухе. Бенгальские же безвредные огоньки (звезды) очень желательны и в помещении. Основным содержанием ёлки должна быть детская самодеятельность – музыка, пляска, пение, игры.

Нужны ли подарки детям на ёлке и какие?

Ёлка без подарков становится наполовину беднее. Против подарка группового возражать не приходится, но он не заменяет подарка индивидуального. Игрушка, которую ребёнок может унести к себе домой, – его личная игрушка. Это самое желанное и радостное для переживаний ребёнка. Конечно, если школа или детсад не может подарить игрушку, необходимо хотя бы дать мешочки со сладостями. Красиво оформленный мешочек необычен и радостен для ребёнка. Этим при всех обстоятельствах можно и нужно порадовать детей. Подарки в виде игрушек крайне желательны. Предприятия, производства и родители не откажут в этом детям. В одном детсаду педагог заранее, незаметно для ребят, узнал, кто о какой игрушке мечтает, записал и постарался приобрести игрушки именные. При раздаче был большой эффект, дети были крайне обрадованы потом спрашивали: «Как вы догадались? Это самая хорошая игрушка, я её очень хотел». Но не нужно открыто у ребят спрашивать и обещать купить. Подарок должен быть радостным сюрпризом, иначе дети будут ждать игрушек, как должного, капризничать, если не удалось найти игрушку «по заказу».

Раздачу игрушек непременно надо хорошо обставить. Ряженые (дед-мороз, снежная баба, зайчата) – хорошие персонажи для раздачи игрушек. Для дошкольников хорошо, если сидит в автомобиле (большом педальном) игрушечный плюшевый мишка и «везёт» кучу игрушек или если игрушечная лошадь большая, запряженная в сани, въезжает с игрушками. Получить подарок из рук мишки, зайки, деда-мороза и другого ряженого интереснее, чем обычное «тетя дала».

Нужно ли снимать с ёлки игрушки-украшения и давать детям?

Нам кажется, что и это вполне возможно, но следует это предвидеть и, сняв подарки, не оставлять ёлку в жалком виде, без украшений. Раздать можно особенно красивые шоколадки, пряники, мандарины и прочие съедобные украшения. Получать их с веточки, с ёлки особенно приятно. Дети часто долго их хранят, не едят – «они с ёлочки». Украшения декоративного типа раздавать не стоит. С ними делать нечего, играть неинтересно, это уж слишком условные игрушки, лучше их спрятать до будущей ёлки. В тех случаях, когда не удалось порадовать детей подарками-игрушками, хоть часть украшений, наиболее игровых, следует снять и отдать детям. Уйти без подарка с ёлки ребеёнок не должен.

По окончании ёлки убрать ли её или оставить? Дети ли должны разбирать ёлку?

Это зависит от условий и от возраста детей. Детям хочется несколько продлить радость, взглянуть на ёлку еще разок. Бывали случаи, когда после ёлки дети просили педагога позволить им переночевать в детском саду или на другой день раньше времени прибегали в сад «посмотреть на ёлочку». Масса интересных разговоров, вопросов, игр вокруг ёлки. И если есть возможность, нужно ёлку на день-два оставить, затем убрать. Слишком длительная задержка стирает яркость праздника, ёлка теряет вид, начинает осыпаться, становится жалкой. Хорошо, если, сняв игрушки, ёлку можно вынести во двор, поставить в снег, она еще ряд дней постоит свежей и даст возможность ребятам во дворе поиграть вокруг ёлки, но уже в её естественном виде (без украшений). Не следует на глазах ребят уничтожать ёлку, рубить, но ничего страшного нет в том, если ребята узнают, что ёлка засохла, осыпалась, и её сожгли. Сентименталъностей и сюсюканья нужно избегать.

Ёлка – большое, значительное событие для детей. Ёлка помогает педагогу понять и оценить потребности ребёнка к красоте, к необычайности и сказочности материала. Ёлка научит педагога более ярко, красочно, более инициативно и творчески оформлять наши революционные праздники и более празднично строить «программу» праздника.

Murz_13.jpg

В статье использованы материалы сборника «Ёлка в детском саду» 1937, сборника «Ёлка» 1937,
сайта christmasheaven.ru, журнала «Мурзилка» 1939, газеты «Правда» 1935

 

Добавить комментарий