На выставке-продаже Deutsche Künstler und die SS – «Немецкие художники и СС», которая была показана в 1944 году сначала в Бреслау (Вроцлаве), а с июня по июль 1944 года в несколько измененной экспозиции в Зальцбурге, среди картин и графики были представлены 5 кафельных плиток с «кавалерийскими мотивами», выполненные по рисункам Теодора Кернера.
На выставке-продаже Deutsche Künstler und die SS – «Немецкие художники и СС», которая была показана в 1944 году сначала в Бреслау (Вроцлаве), а с июня по июль 1944 года в несколько измененной экспозиции в Зальцбурге, среди картин и графики были представлены 5 кафельных плиток с «кавалерийскими мотивами», выполненные по рисункам Теодора Кернера. В каталоге выставки они отмечены номерами 589 и 266 (керамика, фарфоровый завод Мюнхен-Allach). Плитки не имеют серийного номера, как можно убедиться по сохранившимся экземплярам. В архивах есть документ, датируемый 3 июля 1944 года о подтверждении получения заказа от рейхсфюрера СС. В нём перечень с 35 позициями и только две позиции без номера заказа, а именно – 50 штук керамических плиток, обрамлённые деревянной рамкой, по цене 11,35 рейхсмарок, а также 5 наборов шахмат.
Всадники, изображённые Кернером на плитках, повторяют его же фарфоровые модели и являют собой собирательный образ прусских воинов-кавалеристов, прославившихся в сражениях во времена правления Фридриха Великого. Кирасирские, драгунские, гусарские полки прусской армии в Семилетнюю войну (1756 – 1762) были отлаженным инструментом для прорыва пехотных линий и продемонстрировали всю мощь регулярной кавалерии. Полки короля Фридриха Великого вели в бой прославленные генералы – Фридрих Вильгельм фон Зейдлиц, Ганс Иоахим фон Цитен, Пауль Йозеф Малаховски фон Малахов, отвагой которых восхищались многие поколения кавалеристов последующих веков.
Отдельная фигура в этом ряду – это конечно же сам Фридрих II, или Фридрих Великий (1712 – 1786), по прозвищу «Старый Фриц» (нем. Friedrich der Große, Alter Fritz) — с 1740 года король Пруссии. Яркий представитель просвещённого абсолютизма и один из основоположников прусско-германской государственности. Во времена Третьего рейха короля Пруссии было принято изображать как одинокого борца. Стоицизм Старого Фрица противопоставлялся разнузданным нравам королей Галантного Века. Делалось это с постоянной оглядкой на Адольфа Гитлера: он согласно официальной нацистской версии был чужд любых плотских и вообще житейских радостей. В Третьем рейхе национал-социалистическая пропаганда превратила образ прусского короля в один из символов «немецкого возрождения». Идеолог национал-социализма Альфред Розенберг называл Фридриха «идеалом нордической красоты» и «Фридрихом Единственным». Адольф Гитлер именовал короля «гениальным героем из Сан-Суси». О жизни Фридриха ставились многочисленные фильмы, спектакли, публиковались научные и литературно-художественные сочинения. Фридрих часто изображался на открытках и плакатах и по количеству изображений мог бы потягаться с самим Гитлером. До сих пор Фридрих Великий почитается одним из трёх общегерманских национальных героев, наряду с Бисмарком и Аденауэром. Добрая память о нём согласуется с мнением историков, которые отмечают, что именно Фридрих Великий всего за 20 лет превратил Пруссию из маленького княжества в одну из сильнейших держав Европы.
Деннис Порелл в своей книге пишет о том, что в 1942 году пять уникальных плиток со всадниками в качестве рождественского подарка от имени Гитлера были подарены обергруппенфюреру СС Боулеру. Он так же отмечает, что в 1944 году Гиммлер заказал небольшую партию из 50 единиц для выставки в Бреслау. Вероятно, что г-н. Порелл в своём утверждении о количестве плиток сслылается на исследователя фарфоровой фабрики Allach Генриха Шильда, а тот в свою очередь на вышеописанный документ, хранящийся в архивах…. Если считать, что речь в нём идёт именно об общем количестве, а не о комплектах, то выходит, что плиток каждого сюжета к выставке было выпущено всего пять штук.
Нет сведений о том, были ли подаренные плитки Боулеру расписаны вручную или были изготовлены так же, как и для выставки в 1944 году в Бреслау. Цветное изображение на них получено литографским способом, когда каждая отдельная керамическая краска (красная, синяя, жёлтая, коричневая, зелёная и чёрная) соответствующая своему зеркально изображенному рисунку на камне, а их всего 6, переносится под небольшим давлением на поверхность плитки. После чего плитка обжигается в печи. Плитки имеют подпись в виде совмещённых литер «TK» или «Т.К.», являющейся монограммой профессора Теодора Кернера. На отдельных плитках в правом углу стоят сдвоенные руны фабрики Allach. Размер плиток 150х150 милиметров.
Судя по штемпелю «Meissen» на оборотной стороне, сами плитки были выпущены фирмой Саксония ГмбХ, которая ранее называлась Meißner Ofen- und Porzellanfabrik Carl Teichert. Фирма Карла Тайхерта работала по лицензии майсенской мануфактуры. В 1840 году Гофрид Генрих Мельцер, формовщик Королевского саксонского фарфорового завода Майсен разработал новый метод производства печных изразцов. В 1857 году Иоганн Фридрих Карл Тайхерт организовал в Майсене производство печных изразцов, используя шамотный кафель, разработанный Мельцером. И Майсен, бывший уже тогда фарфоровой столицей мира, стал ещё и главным европейским центром кафельного производства. Во время франко-прусской войны Карл Тайхерт умер. В августе 1872 года его предприятие стало акционерным обществом. В эпоху грюндерства, общего экономического подъёма, на фабрике в 1879 году началось изготовление фарфора, которое было до тех пор монополией Королевского фарфорового завода. Фабрика была переименована. Родной брат Карла, Эрнст Tайхерт, работавший до 1868 года мастером на заводе брата, организовал собственное производство Ernst Teichert GmbH. Примерно в 1925 году майсенская печная фабрика и фарфоровый завод (бывшие C. Teichert) приобрела акции завода Эрнста Тайхерта и завода облицовочных панелей Saxonia GmbH, а с 1930 года фабрики объединились и выпускали преимущественно цветные глазурованные изразцовые печи.
Плитки эти очень редки, если не сказать, уникальны. И не только ввиду малого тиража. Они – творение рук талантливого художника, отражение эпохи, свидетели заката империи и вполне могут украсить любую фарфоровую коллекцию. Некоторые из них украсили мою.