При иных обстоятельствах он был бы известен сегодня только горстке профессиональных историков и фольклористов. Вполне возможно, что какой-нибудь любящий свечи шведский дизайнер использовал бы его форму, и сейчас в ИКЕА можно было бы купить дешёвую версию «башенного подсвечника».
Но судьба его сложилась иначе…
Подсвечники в большом разнообразии моделей делались фабрикой Allach с начала её существования и вплоть до 1945 года, но особое значение придавалось йольскому «башенному подсвечнику», который был одним из первых в модельном ряду фабрики и одним из первых её изделий, представленных широкой общественности.
Оригинальный «башенный подсвечник» – Julleuchter – был найден в деревне Феддинге в Швеции не при археологических раскопках, а случайно. Точное месторождение подсвечника – община Феддинге, округ Фиске, в Халланде. После публикации в 1888 году его описания в шведском же журнале «Руна», интерес к нему многократно усилился. В той же статье он был датирован 16 веком. Вероятно, изображение колеса со спицами в нижней его части из-за своего сходства с руной Hagal или Hagalaz и вызвали интерес к нему у исследователей рун. Это сходство можно было бы посчитать случайным или ошибочным, если бы не тот факт, что руны вплоть до ранней современности использовались в некоторых частях Швеции наряду с латинским письмом. С другой стороны, много шведских исследователей и их германских коллег в конце XIX – начале XX века страдали «германским синдромом» или «германским комплексом» – то есть почти всё, что было исторически трудно классифицировать автоматически для них становилось «древнегерманским» или исполненным «в старой германской традиции». Но шведский подсвечник не стал бы таким значительным, если бы на него не обратил внимание голландский учёный Герман Вирт.
В 1933 году он поместил изображение и описание подсвечника в своих комментариях к «Хроникам Ура-Линда». Герман Вирт объяснял находки из самых разных культурных эпох согласно своей теории, и его картина европейской предыстории и ранней истории существенно опирается на «Хроники». Особую роль получило у него шести-спицевое колесо – символ, который согласно Вирту лежит в основе рунического письма. Он был убеждён, что оно и есть «Йоль» – Jul, символ Бога, который упоминается в «Хрониках Ура-Линда» как Wralda, а йольский подсвечник описан им как «крестьянский подсвечник из обожжённой глины в форме башни».
В теорию и мировоззрение Вирта изображённое на подсвечнике «колесо Йоля» вместе с пра-символом Allmutter («Великая Богиня» или «сердце дома») вписываются исключительно удачно. Вирт пришёл к к выводу, что ранние подсвечники на самом деле были инструментом культа и должны были использоваться до каменного века в традиции йольского празднования, которая каким-то образом сохранилась у шведских крестьян.
С 1882 года «башенный подсвечник» выставлен в Северном музее в Стокгольме (инвентарный номер 32.477). По словам ответственного куратора Nordiska Museet он может быть датирован концом 18 или началом 19 века. Одно можно сказать наверняка: он не был изготовлен в соответствии со средневековой традицией – свечи в то время не были распространены в Скандинавии.
Йольский подсвечник был единственным предметом фабрики Allach, который выпускался ежегодно в самом большом количестве и в одной и той же форме примерно 10 лет. Очевидно, что наряду с некоторыми другими подсвечниками, так же используемыми в обрядах СС или просто для украшения жилища, он был выполнен фабрикой Allach как особый заказ рейхсфюрера.
1 июля 1935 года в Берлине был зарегистрирован союз «Немецкого общества предков» (Deutschen Ahnenerbes), целью которого было изучение древненемецкой истории, идеологии и наследия древних германских племён. Президентом нового союза стал Герман Вирт, председателем попечительского совета Генрих Гиммлер. С большой долей вероятности можно утверждать, что после назначения Вирта президентом «Общества предков», именно по его рекомендации было введено обязательное использование «Святильника Йоля» в ритуалах СС. В сопроводительном дарственном листке за подписью Гиммлера к подсвечнику для офицеров СС от 1935 года есть такие слова: «Я дарю вам этот подсвечник. Он создан на основе древнего образца, из ранней истории нашего народа..»
В этом месте я хотел бы особо отметить тот факт, что в сопроводительной записке Гиммлера и в других печатных документах, не указывается напрямую что йольфест-подсвечник копирует шведский образец, а сказано что «он создан на основе древнего образца, из ранней истории нашего народа». Для Германии Швеция была «германским братским народом», но ни в коем случае не «нашим народом».
В декабре 1936 года йольский подсвечник фабрики Allach появился на обложке журнала Germanien. Monatshefte für Germanenkunde («Германия. Ежемесячник германоведения»), официального органа «Немецкого общества предков». Нет никаких архивных документов, подтверждающих то, что за основу подсвечника, выпускавшегося на PMA был взят в качестве образца шведский подсвечник, однако, несомненное сходство налицо. Изготовление йольских подсвечников должно было начаться на фабрике Allach ещё в 1935 году, до её официального основания 3 января 1936, так как старейший из известных «подарочных документов», который прилагался к подсвечнику в качестве сопроводительного письма, датируется 16-м декабря 1935 года. Регистрация образца, а именно йольфест-подсвечника состоялась спустя месяц, 16 января 1936 года в Имперском патентном ведомстве в Берлине со следующим текстом:
Фарфоровый завод Allach, Мюнхен, Allach, Lindenstr. 8, Подсвечник.
Зарегистрированный образец является так называемым Йольским подсвечником, который используется, в частности, для торжеств, но прежде всего во время празднования наступления нового года. Подсвечник имеет полое основание, в его внутренней части может размещаться источник света, например, свеча; он имеет в верхней части углубление для другого источника света, например, свечи. Подсвечник имеет вид пирамиды или усечённого конуса. Стенки подсвечника имеют отверстия, формирующие изображения. Прилагаемые чертежи показывают его форму. На рисунке №1 показан продольный разрез, на рисунке №2 показан общий вид.
Подсвечник имеет конусообразную форму и в своём основании опирается на ножки. Основание полое; стенки имеют отверстия различной формы (b и c). Таким образом, например, отверстие b имеет форму сердца, в то время как отверстие c имеет форму колеса. Форма отверстий, конечно, может быть иной. В верхней части подсвечник имеет углублением d для крепления свечи. Ещё одна небольшая свеча f может быть размещена внутри, во внутренней части подсвечника.
Во время праздников, связанных с наступлением нового года свеча находится внутри подсвечника. Угасая она вскоре теряет силу как символ заканчивающегося года. В момент наступления нового года большая свеча зажигается сверху. Само собой разумеется, подсвечник может использоваться на других торжествах, а также c другими целями. Вместо свеч могут быть использованы другие источники света, например, масляные светильники.
Подсвечник выполнен из обожжённой глины, но также может быть изготовлен из других материалов.
Как видно из текста и сопроводительного чертежа в патентном бюро был зарегистрирован именно йольский подсвечник. Для того, чтобы предотвратить подобные имитации, в описании умышленно даны некоторые оговорки, касающиеся источников света с маслом вместо свечей, или рисунка форм отверстия в стенках вместо формы сердца и колеса и т. д. Это обычная патентная практика. Так же как и замечание о широких возможностях его применения должно было предотвратить патентование похожих подсвечников кем-то ещё .
Йольcкий подсвечник, выпущенный в 1935 году, первоначально предназначался как подарок от Генриха Гиммлера всем офицерам Шутцштаффеля и содержал сопроводительное письмо с факсимиле Гиммлера и кратким описанием относительно его использования в ночь с 31 декабря на 1 января. Последующие сопроводительные письма имели обращение «Моим товарищам СС» и были обращены как к офицерам, так и к солдатам СС. В программной речи 8 ноября 1936 года в Дахау (SS-Leitheft 8,3. Jahrgang, Dezember 1937) Генрих Гиммлер произнёс: «Короткое слово о подсвечнике Йоля. Я бы хотел, чтобы каждая семья женатого члена СС обладала подсвечником Йоля. И тогда даже женщина оставит церковные предрассудки и обретёт то, что завладеет её сердцем и разумом».
Описание церемонии использования подсвечника было опубликовано в периодическом издании для СС (SS-Leitheft). А в более расширенном виде в брошюре Фрица Вайтцеля «Проведение годовых праздников в семье СС». Ещё одно весьма красноречивое описание подсвечника даёт Йозеф Плассманн, руководивший в «Немецком обществе предков» учебно-исследовательским отделом народных легенд, сказок и саг, возглавлявший учебно-исследовательские отделы германистики и германской культуры и местного фольклора, а также выпускавший вышеупомянутый журнал Germanien, в книге «Годичный круг» (J.O. Plaßmann Der Jahresring. Ein Wegweiser zum deutschen Ahnenerbe) в главе «Рождение света»: «Эта башня, выполненная из глины, принадлежит к самым прекрасным символам наших святок. Годовое колесо, святой Йоль и сердце – германский символ близости к богу, украшают его. Внизу в башне горит символ света во мраке, маленький светлый огонь; горит до тех пор, пока с началом нового года на его вершине не зажжётся большой огонь».
В другом издании, в книге Рудольфа Клодвига (Rudolf Klodwig) о немецких праздниках не используется понятие светильника Йоля, но упомянутый в ней «семейный подсвечник» или «свадебный подсвечник» есть ничто иное как Julleuchter. Клодвиг пишет: «Незадолго до полуночи, когда последние огни рождественской ёлки погашены, родители совместно зажигают годовую свечу и ставят семейный подсвечник или свадебный подсвечник на обеденный стол, только его свет горит внутри… и прежде чем свеча погаснет, от неё зажигается новая свеча, и вместе с ней её чистый огонь как символ надежды и никогда не теряющей силу жизни в новом году».
Изготовление Йольфест-подсвечника.
В упомятотом в статье «Белое золото» «Минден-докладе» есть такая заметка: «В начальный период йольфест-подсвечники производились при фабрики Allach, а именно в керамической мастерской, позже их изготовлением по указанию Освальда Поля должно было заниматься общество DEST (Немецкие земельные и каменные работы, Deutsche Erd- und Steinwerke GmbH) так как мощность керамической мастерской в Allach была недостаточна».
«В Dest насчитывалось в общей сложности около 20 предприятий и компаний, больших и малых, главным образом кирпичные заводы… Производственная программа DEST охватывала изделия грубо-керамической индустрии такие как: кирпичи, плитка, черепица, керамические изделия всякого рода (например, цветочные горшки, дренажные трубы, кувшины, Julleuchter и т.д.)…» – сообщается в «Минден-докладе». В Dest был включен также большой кирпичный завод в Нойенгамме около Гамбурга, на территории которого после войны при проведении земляных работ были найдены фрагменты подсвечников, которые сейчас выставлены в витрине на выставке в здании бывшей компании Walther в Нойенгамме.
|
Технологически производство подсвечников было таким же как в наши дни, например, производство керамических кофейников и чайников. Шликер наливали в двухчастную форму из гипса, размер которой из-за усадки глины был больше примерно на 16%, чем впоследствии готовое изделие. Через 8-10 минут, пока шликер был ещё жидким, его сливали из формы. Гипс впитывал воду и глина застывала в местах соприкосновения со стенками формы, образовывая «корку» или говоря профессиональным языком — «череп». После «подвяливания» изделия в форме, ещё примерно через полчаса глина достигала такой прочности, что гипсовая форма раскрывалась и сырой ещё подсвечник переходил к последующей обработке. Нужно искать причину большой разницы между подсвечниками разных лет выпуска именно в технологии, так как и толщина стенок и вес готового подсвечника зависят от точного соблюдения времени ожидания при отливке и от сухости гипсовой формы. На готовых подсвечниках, особенно на поздних, можно обнаружить швы от гипсовой формы, они идут по диагонали изделия.
Со временем, в процессе выпуска подсвечника, изменяются его размеры и вес. На сегодняшний день эталоном принято считать ранние подсвечники, первых лет выпуска. Измерение таких подсвечников (имеющих знак «домино») были следующими: высота 220 мм, максимальная ширина: 115 мм х 115 мм; вес: 720 грамм. Сухая глина имеет удельный вес 1,6 г/см3. Если глина формуется в кирпич ручной работы, её удельный вес колеблется в пределах 1,37…1,54 г/см3, что означает подвижки по отношению к весу в 11%. У клинкера (жидкой глиняной массы) удельный вес составляет 1,6…1,9 г/см3, соответственно изменения в весе могут составить 15,8% . Таким образом, различия в весе готового изделия могут возникать из-за использования разных сортов глины. Это означает, что наряду с подсвечниками весом 720 граммов могут существовать и подсвечники весом в 606 граммов. Другим фактором, влияющим на «разносортицу» в тиражных йольфест-подсвечниках является толщина стенок, которая при использовании разных глиняных масс может быть толще в один или даже в два раза.
В своих воспоминаниях Ханс Ландауер, бывший арестант лагеря Дахау писал: «Так же (Julleuchter) был сделан из обычной глины; были сделаны изоляторы, чтобы предотвратить риск загрязнения фарфоровой массы. Julleuchter отливался так же, как и различные фарфоровые фигуры, «сердце» и «спицы в колесе» вырезались маленьким острым ножом».
Теперь немного статистики. Если принять во внимание тот факт, что в 1935 году, ещё до официального основания фабрики Allach, только небольшое количество подсвечников было сделано для командиров и руководителей СС, а в не имеющие статистике годы (1940–1942) считать что ежегодно было произведено по 48532 штуки — среднее арифметическое между количеством выпущенных в 1939 и 1943 годом, что в общем соответствует общей динамике производства, то объем производства йольских подсвечников к 1944 году составил более 322 тысяч штук.
Церемония
Церемония передачи Julleuchter в тексте «Рождественские вечера и празднование Йоля» (Рождество на войне, отдельный выпуск (SS-Leithefte, 10. Jg. 1944):
«Повсеместно, до войны, в СС сложился обычай проводить в день зимнего солнцестояния рождественский ужин в семьях, чтобы отпраздновать Йоль с жёнами, невестами и старшими детьми… Свечи установлены в резных деревянных подсвечниках. Перед командиром подразделения установлен Julleuchter, свет которого был зажжён в начале вечера…Он подходит к елке или Йольскому венку и зажигает огни лучиной, которая зажжена от Julleuchter… Некоторым товарищам дарятся подсвечники от рейхсфюрера СС. С раздачей подарков и пожеланиями счастья всем семьям и детям вечер заканчивается…. Песня верности СС завершает семейный вечер….»
Из письма Генриха Гиммлера от 16 ноября 1937 года в Главное управление СС по вопросам расы и поселения:
«Я устанавливаю, что отдельные подразделения СС празднуют день летнего солнцестояния вместе с жёнами или невестами, а затем Йольфест. Гитлеровскую молодежь и BDM девушек, которые приняли участие в праздновании солнцестояния, нужно также приглашать и на празднование Йоля… Сразу после зажжения рождественской ёлки штурмфюрер или находящийся на праздновании высший чин раздаёт Йольские подсвечники членам СС, находящимся в браке».
«Вручение Йольских подсвечников должно проводиться в торжественной обстановке ответственным руководителем во время общего празднования в штурмах (рота войск в войсках СС – прим.), батальонах, полках и так далее. В крупных формированиях церемонию нужно проводить по возможности перед флагом».
В 1940 году в листе предписания Waffen-SS сообщалось:
«Рейсхфюрер СС распорядился, чтобы Julleuchter вручался в этом году также жёнам и в отдельных случаях невестам погибших эсэсовцев.
Невесты погибших получают Julleuchter, если они
a) уже имеют разрешение на бракосочетание
b) являются матерью детей погибшего
Распределение Julleuchter женам и невестам погибших будет предпринято управлением личного состава СС (SS-Personalhauptamt).
Для распределения Julleuchter жёнам и невестам погибших предложения подавать до 15 октября 1940 года коменданту Ваффен СС».
Отметка о вручении Йольфест-подсвечника была в созданной управлением кадров СС для каждого члена СС уставной карте, в поле номер 13. При исключении из рядов СС в особых случаях по решению рейхсфюрера СС Julleuchter мог быть отобран у его владельца.
Йольская свеча
Владельцам Йольских подсвечников Генрих Гиммлер регулярно в конце текущего года дарил восковую свечу, так называемую Julkerze. На обложке журнале Germanien 1936 года показана восковая цветная, возможно, даже красная свеча. Длина её была около 16 см. Производством свечей занималась фирма J. Gantsch или Gautsch, которой в 1940 году было заплачено 2 159 рейхсмарок, а в 1941 году 3 874,30 рейхсмарки за изготовление свечей.
«Для владельцев подсвечников свечи должны быть доставлены в срок фирмой В.Ф.Майра, Miesbach», – пиcал 5 декабря шеф главного управления СС. Фирма В.Ф. Майра (W.F. Mayr) в Мисбахе (небольшой город в 45 километрах от Мюнхена) производила печатную продукцию для аппарата СС.
С началом войны население ощутило значительную нехватку многих товаров. Значимость традиций, связанных с йолем явствует и из заметки в СС-брошюре 1943 года под заголовком «Праздник». Вот выдержка из неё:
«Выпуск свеч. Хозяйственное ведомство Берлина объявило в своём предписании, что выпуск свечей может быть разрешён только на культовые цели. Уполномоченный по праздникам от Берлина (НСДАП) добился того, что свечи могут быть выпущены также для оформления партийных праздников или жилища, несмотря на то, что это никакие не культовые события».
Сопроводительные письма.
Как уже было написано выше, первый подсвечник был выпущен в 1935 году и сопроводительное письмо к нему имело заголовок-посвящение «Всем СС-руководителям!», все последующие имели менее пафасное обращение и были адресованы не только к офицерскому составу СС, но и к солдатам СС, к их семьям, матерям и жёнам. Текст письма 1935 года звучал так:
Письмо 1937 года на 1938 год.
Письмо 1938 года на 1939 год.
С 1939 на 1940 год сопроводительного письма не найдено.
Письмо 1940 года на 1941 год.
Письмо 1941 года на 1942 год.
(Шрифт Фрактура больше не используется)
Письмо 1942 года на 1943 год.
Письмо 1943 года на 1944 год.
Письма 1944 года на 1945 год.
Заключение
В некоторых семьях западной Европы и сегодня придерживаются традиции зажигать Julleuchter на Рождество, для них он как и ёлка – атрибут Нового года. По-другому относятся к нему в право-консервативных и германофильских кругах, там он предмет уважаемый и почитаемый. Подсвечники из бронзы представляют собой послевоенное изготовление фирмы Blachian в Neuötting. Керамические «новинки» в большинстве случаев можно узнать по cтепени тщательности проработки деталей, по размерам и по отсутствию или искажению клейма. Толщина стенок таких подсвечников также большая.
В качестве послесловия. В начале второй серии культового советского фильма «17 мгновений весны» Штирлиц ставит на свой рабочий стол подсвечник, сделанный скорее всего из коньячной бутылки, который на крупных кадрах выглядит весьма убедительно. Выглядит как тот, которому посвящена эта статья. Создатели фильма в 1973 году вряд ли могли знать о существовании йольского подсвечника, но в кадре всё выглядит очень достоверно. По своему рангу Штирлиц совершенно точно должен был иметь такой…