В модельном ряду крупных фарфоровых мануфактур Германии (в отличие от Allach ныне действующих) есть работы, о которых сегодня не принято вспоминать.
Это так называемые «политические скульптуры», в том числе скульптурные изображения рейхсканцлера Германии Адольфа Гитлера. Разумеется, в политической иконографии вождей третьего рейха он был центральной фигурой и, после прихода к власти национал-социалистов, его изображения тиражировались в огромных количествах. В том числе производилось большое количество бюстов «вождя нации» разных авторов и разных размеров: небольших настольных и больших для собраний и присутственных мест. Над его образом работали именитые (и не очень) немецкие скульпторы. В целом иконография бюстов фюрера довольно однообразна, за исключением разве что комичного бюста работы Эрнста Зегера (Ernst Seger), но это скорее случайность (его бюст для мейсенской мануфактуры вполне обычен).
В модельном ряду политически ангажированной мануфактуры близ Мюнхена, разумеется, тоже была голова вождя. В первом её каталоге керамический бюст фюрера работы Оттмара Обермайера не имел модельного номера, позднее ему был присвоен номер керамической секции К8. До недавнего времени эта работа не была предметом изучения по вполне понятным причинам. С крахом Третьего рейха немцы всячески избавлялись от предметов, напоминавших им о своём недавнем прошлом, и попросту их уничтожали.
На сегодняшний день известно лишь небольшое количество документальных фотографий бюста Гитлера мануфактуры Allach. При этом бюст на «каталожном фото», сделанном еще в 1936 году и повторенный в каталоге 1938/39 года отличается только базой, на которой стоит голова, что, в общем, не существенно. Голова снята в три четверти, но свет поставлен так, что подпись скульптора на шее неразличима. На других официальных фотографиях из журналов «Freude und Arbeit» и «FM-Zeitschrift» 1937 года изображены процесс работы над скульптурой в мастерских в Аллахе, и готовые скульптуры с низкой базой на полках, но головы повернуты так, что подписи скульптора также не видно. Голова с базой, как на первой фотографии 1936 года, вновь появляется на фотографиях, сделанных в военное время в мастерских в Нойенгамме и в интерьере магазина Allach в Варшаве, в гостинице «Европейская».
|
Дальше хочется написать: «прошли годы…»
Действительно, прошли годы, и вот, на американском декабрьском аукционе 2016 года появилась голова на деревянной подставке. Как видно, керамический бюст практически без базы, вместо него деревянная подставка с полустёртой гравировкой «ZUR ERINNERUNG AN DEN BESUCH IHR … R.F … 30.1» (На память о посещении.. дальше затёрто..)
В аннотации к лоту написано следующее : «…Эти гитлеровские головы были подарком для полков СС с наибольшим количеством новых подписчиков на «Das Schwarze Korps», официальную газету СС. Только тринадцать были представлены в качестве поощрительных наград».
Действительно, в декабрьском номере «Das Schwarze Korps» за 1937 год была напечатана рекламная полоса о подписной кампании, есть фото призов, в том числе и голова фюрера на деревянной подставке. С той лишь разницей, что подставка и табличка на ней другие… Это ни в коем случае не бросает тень на подлинность самого бюста, но, вероятно, голова предназначалась для другого случая.
Еще одна голова мельком появилась еще на одном американском аукционе. Голова эта была подозрительна. По многим причинам. Главное – по фото складывалось впечатление, что голова не керамическая, а гипсовая, вдобавок небрежно отформованная.
И вот, наконец, словно в сказке про Змея Горыныча, появляется третья голова. На этот раз на майском аукционе Hermann Historica. Здесь мы видим голову идентичную архивным фотографиям мануфактуры: низкая база со скошенными углами, наконец-то видим клеймо и все подробности. А подробности заслуживают отдельного внимания – это дата рядом с подписью – O.OBERMAIER-34.
В 1934 году мануфактуры Allach не существовало. Вывод напрашивается сам собой – эта работа сделана Обермайером (вероятно на заказ, а не по «велению души и сердца») некоему заказчику и впоследствии им продана новой мануфактуре близ Мюнхена, главного скульптора которой он знал по работе на фабрике Филиппа Розенталя. Чтобы как-то подкрепить фактами это утверждение, давайте попробуем проанализировать историю появления некоторых из работ Обермайера. Если не брать его фарфоровые анималистические скульптуры для «Розенталя», то прежде всего он известен своими спортивными образами атлетов. Среди них – победитель, дискобол, фехтовальщик…
Остановимся на некоторых подробнее. Фигура атлета с метательным диском в руках была сделана скульптором в 1929 году для мюнхенской художественной выставки и называлаcь «Молодая Германия», два года спустя она же была выпущена в фарфоре на фабрике «Розенталь» под именем «Дискобол». В 1939 году Обермайер выставлялся с этой работой в Доме немецкого искусства, но уже обнаженной. Эта скульптура, выполненная в гипсе, как и в 1929 году, называлась «Молодая Германия». Она была куплена Гитлером за 15 000 рейхсмарок, но это так, к слову.
Подобная история с «обнажением» произошла и с его фигурой «Победитель». В 1935 году на «Розентале» вышла одетая фигура, в 1937 году – обнаженная выставлялась на Большой немецкой художественной выставке. Еще одна его выставочная работа в 1939 году в Доме немецкого искусства, изображающая девушку с оливковым венком, первоначально была надгробным памятником охотнику, по крайней мере таково её выставочное название. Она также была куплена Адольфом Гитлером за 13 500 рейхсмарок, а в 1942 году её фарфоровая версия была выпущена на фабрике Allach. Здесь, правда, обошлось без переодеваний. Видимо, кроме таланта скульптора, Обермайер обладал еще и талантом продавца собственных работ. Согласитесь, это большое искусство получать по несколько гонораров за одни и те же скульптуры.
Возвращаясь к теме статьи остаётся лишь добавить, что год создания Обермайером керамической головы фюрера в процессе её производства с модели был убран. Этот экземпляр бюста, по-видимому, первого года выпуска или первых лет, ценен не только тем, что чудом уцелел и является вещественным свидетельством своего времени, но и тем, что дал повод вновь обратиться к истории мануфактуры, которая продолжает хранить свои тайны.