Больше 70 лет прошло с тех пор, как закрылась фабрика в Аллахе. Серьёзный интерес и непосредственно изучение её началось годов с 90-х прошлого века и продолжается до сих пор. И всякий раз, когда кажется, что ничего нового найти невозможно, Allach преподносит сюрпризы.
Итак, как принято говорить юридическим языком, «следствие продолжается ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств» . А они (обстоятельства) действительно того заслуживают. Речь пойдёт о последней йольской тарелке, которую избранные лица получали в качестве подарка от имени Освальда Поля в 1944 году.
Как теперь уже известно, её автором была жена начальника Главного административно-хозяйственного управления СС. Многим коллекционерам эта тарелка хорошо известна и, казалось бы, что в ней можно найти нового кроме инициалов, оставленных автором (чего до неё на йольских тарелках никто не ставил). Допустим, с инициалами дело понятное: автор в прошлом успешный книжный дизайнер и ставить знак своего авторства – дело многолетней привычки… А что же ещё? Какие ещё «сюрпризы» оставила исследователям Элеонора Поль?
В моей коллекции многие годы была «странная» тарелка. Она была как бы недоделанной. Вопросы , которые она вызывала, долгое время были без ответа, пока, наконец, не появилась подсказка. Подсказкой стала тарелка 1944 года с надписью «handgemalt» (ручная роспись) на обратной стороне. Поначалу она тоже показалась мне не менее странной, так как известно, что все тарелки Освальдя Поля выполнены деколями, и тарелка 1944 года от них в этом смысле ничем не должна была отличаться. Но довольно рассуждений, пора перейти к сравнению.
На первом фото «стандартная» тиражная тарелка с деколью. В прямоугольнике отмечен характерный участок, который будем сравнивать с таким же, но на других тарелках.
На следующем фото тот же фрагмент на тарелке с надписью «handgemalt». Цветочный орнамент и, особенно, рисунок луковицы – совсем другие, а под увеличением отчётливо видно, что это не деколь!
На последнем фото «странная» тарелка, без синей краски. Здесь мы видим третий вариант рисунка цветочного орнамента. Тарелка осталось незавершенной, без проработки полутонов синей краской и без отводки по краю.
При этом следует отметить, что текст на всех тарелках – на лицевой и на оборотной стороне – напечатан деколью.
Напомню тем, кто уже читал главу, посвященную Элеоноре Поль в моей книге, а тем, кто не читал, перескажу в двух словах – Элеонора Поль в своё время добилась значительных успехов как графический дизайнер, большое количество книг, ею оформленных, уникальны, и были сделаны вручную, включая написание текста и иллюстрации, зачастую сделаны в единственном экземпляре. Зная это, легко можно представить, что госпожа Поль могла даже настаивать на том, чтобы тарелки её мужа были расписаны вручную, что называется «качественно и по большому счёту», так как сама привыкла работать подобным образом, но видимо всё же большой тираж (вероятно, он был в несколько тысяч штук) произвести в конце войны было не реально.
Немного ликбеза про технологию производства: в первом случае (стандартная тарелка с деколью) на готовую и покрытую глазурью тарелку накладывается деколь, напечатанная шелкографическим способом специальными красками, одновременно вручную наносится отводка по краю тарелки. После 12 часов обжига на температуру около 800 градусов, краска вплавляется в глазурь и изделие готово. В комбинированном варианте с деколью и ручной росписью необходимо произвести как минимум два, а то и три обжига, что значительно увеличивает и сроки изготовления, и стоимость изделия.
Скорее всего, объективные причины помешали выпустить весть тираж тарелок 1944 года с ручной росписью, и эти сохранившиеся экземпляры, по всей видимости, можно считать уникальными. Думаю, что не лишне будет отметить, что сегодня цена такой тарелки значительно отличается от тиражной.