Дом искусства (Haus der Kunst) в Мюнхене — выставочное здание на улице Принцрегентенштрассе (Prinzregentenstraße), примыкающее к Английскому парку и построенное в 1937 году по проекту Пауля Людвига Трооста (Paul Ludwig Troost, 1878-1934). Первоначальное название — «Дом германского искусства» (Haus der Deutschen Kunst). Первым директором был Карл Кольб (Karl Kolb). Здание было построено на месте знаменитого Стеклянного дворца у старого ботанического сада, сгоревшего в 1931 году. Первый камень в основание здания был заложен в 1933 году.
Дом искусства (Haus der Kunst) в Мюнхене — выставочное здание на улице Принцрегентенштрассе (Prinzregentenstraße), примыкающее к Английскому парку и построенное в 1937 году по проекту Пауля Людвига Трооста (Paul Ludwig Troost, 1878-1934). Первоначальное название — «Дом германского искусства» (Haus der Deutschen Kunst). Первым директором был Карл Кольб (Karl Kolb). Здание было построено на месте знаменитого Стеклянного дворца у старого ботанического сада, сгоревшего в 1931 году. Первый камень в основание здания был заложен в 1933 году.
18 июля 1937 года Адольф Гитлер открыл «Большую Немецкую художественную выставку» (Große Deutsche Kunstausstellung). Она была первой из 8-ми ежегодных выставок, на которых должны были демострироваться те произведения, которые определялись как «настоящее немецкое искусство». Примечательно, что открытие состоялось за день до открытия другой выставки, передвижной выставки «Дегенеративного искусства» (Entartete Kunst), представлявшей около 650 произведений авангардного искусства, конфискованных из германских музеев, которые считались властями не только модернистскими, антиклассическими, но так же и еврейско-большевистскими, антигерманскими, а потому опасными для нации и для всей арийской расы. Для участия в «Большой Немецкой художественной выставке» работы были отобраны в открытом конкурсе художественным советом, в который входили лояльные режиму художники – Адольф Циглер (Adolf Ziegler), Арно Брекер (Arno Breker) и Карл Альбикер, однако фактически единственным членом жюри был назначенный Гитлером его личный фотограф профессор Генрих Хоффманн (Heinrich Hoffmann, 1885–1957). В экспозиции выставки было представлено около 900 работ, выполненных во всех видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре; натюрморты, идеализированные пейзажи, включавшие жанровые и мифологические сцены, портреты преимущественно «арийского типа».
Примечательна в этом плане статья о «Большой Немецкой художественной выставке», опубликованная 22 июня 1937 год в Berliner Illustrirten Zeitung. Как видно из названия, произведения, показанные на выставке, служат «ориентиром для немецкого искусства». Каждая иллюстрация сопровождается подписью, которая преподносит произведение искусства в соответствии с национал-социалистической эстетикой и идеологией.
Гитлер мечтал об архитектурной перестройке Германии. Ему нравились большие неоклассические здания, которые излучали власть, строгость и силу. В молодости Гитлер сам мечтал о карьере художника или архитектора и даже пробовал поступать в Венскую художественную Академию, но дважды проваливался на экзаменах. Тем не менее, после его прихода в политику и уже в качестве «вождя нации» он ещё более страстно занялся искусством и архитектурой, поставив оба на службу государства.
Архитектор Пауль Людвиг Троост с Адольфом Гитлером и гауляйтером Верхней Баварии и Мюнхена Адольфом Вагнером перед моделью дома Немецкого искусства в Мюнхене. 15 октября 1933 Гитлер заложил фундамент для музея. Несколькими месяцами позже, в 1934 году, Пауль Троост умер и завершала строительство его жена.
Одним из любимых архитекторов Адольфа Гитлера был Пауль Людвиг Троост. Троост, который с 1924 был членом НСДАП, сделал себе имя в 1931 реконструкцией бывшего дворца Барлоу в штаб-квартиру НСДАП (Коричневый дом). Строительство самого известного его творения, дома Немецкого искусства, началось в 1933 году. Украшенный колоннадой, неоклассический музей был первым монументальным зданием новой империи. Троост умер в январе 1934, через три месяца после закладки здания, но работа продолжалась под руководством его жены, Герди Троост.
Адольф Гитлер, Герди Троост, Адольф Циглер и Йозеф Геббельс во время визита в Дом немецкого искусства 5 мая 1937 года.
Выбор картин для «Большой Немецкой художественной выставки» в сопровождении музейного директора Карла Кольба, 1938 год.
Но довольно о выставке. Учитывая общую направленность сайта, прежде всего она интересна участием в ней скульпторов, работавших на мануфактуре Allach и рекламными полосами о фабрике, печатавшимися в каталогах. Первый каталог выставки вышел в 1937 году. Выставка проходила с 18 июля по 31 октября и четверо из скульпторов, работавших на Allach, приняли в ней участие: Теодор Кернер, Оттмар Обермайер, Вильгельм Кригер и Вилли Зюгель. Примечательно то, что реклама мануфактуры появилась в следующем году, в каталоге 1938 года. В каталоге 1937 рекламы фарфоровой мануфактуры Allach не было. Ниже можно посмотреть страницы каталогов, которые содержали список выставлявшихся авторов, избранные чёрно-белые иллюстрации и рекламу. Цифра справа от названия произведения – номер зала, круг с точкой посредине слева около названия работы – есть иллюстрация в каталоге, знак «звёздочка» – работа не продаётся.
1937
План первого этажа |
План второго этажа |
Т. Кернер |
В. Кригер |
В. Кригер, «Орёл» |
О. Обермайер |
В. Зюгель |
В. Зюгель, «Тяжеловоз» |
1938
В выставке 1938 года, проходившей c 10 июля по 16 октября участвовали: Карл Дибич, Теодор Кернер, Оттмар Обермайер, Вильгельм Кригер, Рихард Фёстер и Вилли Зюгель. На рекламной полосе каталога фото «Прыгающего жеребца», модель №74 Т. Кернера.
К. Дибич |
Т. Кернер |
В. Кригер |
О. Обермайер |
В. Зюгель |
В. Кригер, «Орёл» |
1939
В выставке 1939 года, проходившей c 16 июля по 15 октября участвовали: Карл Дибич, Оттмар Обермайер, Вильгельм Кригер и Вилли Зюгель. На рекламной полосе каталога фото «Гусара Гвардии», модель № 93 Т. Кернера.
К. Дибич |
В. Кригер |
В. Кригер, «Ястреб»
|
О. Обермайер |
О. Обермайер, «Молодая Германия» |
В. Зюгель
|
В. Зюгель, «Лань»
|
1940
В выставке 1940 года, проходившей c июля по октябрь участвовали: Карл Дибич, Теодор Кернер, Оттмар Обермайер, Вильгельм Кригер, Вильгельм Нойхаузер и Вилли Зюгель. На рекламной полосе каталога фото «Старого Фрица», модель № 94 Т. Кернера.
К. Дибич |
Т. Кернер |
В. Кригер
|
В. Нойхаузер |
О. Обермайер |
В. Зюгель |
Кернер также выставлял на выставке в 1940 году живописную работу «Конный связной», о чём есть отметка в дополнительном каталоге3.
|
Т. Кернер
|
1941
В выставке 1941 года участвовали: Вильгельм Кригер, Рихард Фёстер, Оттмар Обермайер, Вильгельм Нойхаузер и Вилли Зюгель. На рекламной полосе каталога фото «Фехтовальщика», модель № 93 О. Обермайера. В дополнительном каталоге 1941 года представлена живописная работа Теодора Кернера «Товарищи».
В. Кригер |
В. Нойхаузер и О. Обермайер
|
В. Зюгель
|
В. Нойхаузер |
О. Обермайер |
В. Зюгель |
1942
В выставке 1942 года участвовали: Теодор Кернер, Вильгельм Кригер, Оттмар Обермайер и впервые Адольф Рёринг. На рекламной полосе каталога фото «Голова Фюрера», модель № K8 О. Обермайера.
Т. Кернер |
В. Кригер
|
О. Обермайер
|
О. Обермайер, портрет поэта и драматурга Эрвина Гвидо Кольбенхауера |
А. Рёринг |
|
1943
В выставке 1943 года участвовали: Вильгельм Кригер, Оттмар Обермайер и Адольф Рёринг. На рекламной полосе каталога фото «Zieten-Husar 1756», модель № 115 Т. Кернера.
В. Кригер |
О. Обермайер |
А. Рёринг |
1944
В последний год проведения выставки, в ней приняли участие: Теодор Кернер, Вильгельм Кригер, Оттмар Обермайер и Адольф Рёринг. На рекламной полосе каталога фото «Malachowski Husar», модель № 121 Т. Кернера.
Т. Кернер |
В. Кригер |
О. Обермайер |
А. Рёринг |
В качестве послесловия. Участие в Больших Немецких художественных выставках значило для художников и скульпторов не только официальное признание. С самого начала задуманная как выставка-продажа, она давала также возможность заработать. В первый год работы выставки было продано произведений на 270 000 рейсхмарок. В целом почти 2500 художников приняли участие в Больших Немецких художественных выставках между 1937 и 1944 годами. Большая их часть была предана забвению после 1945 года.
Фрагменты из фильма 1939 года «День немецкого Искусства» Tag der Deutschen Kunst. http://youtu.be/8aDyxuauUkI.
Еженедельное обозрение Die Deutsche Wochenschau, фрагмент хроники о скульпторе Арно Брекере (Arno Breker), постоянном участнике Больших Немецких художественных выставок.
{flv}breker{/flv}
Еженедельное обозрение Die Deutsche Wochenschau, фрагмент хроники о скульпторе Йозефе Тораке (Josef Thorak).
{flv}thorak{/flv}
Небольшая галерея фотографий из стерео-альбома «День немецкого искусства» 1937 года, парад в честь открытия и залы.
Некоторые фотографии Большой Немецкой художественной выставки вошли в другой стерео-альбомом – Deutsche Plastik unserer Zeit.
1,2«Застольные разговоры Гитлера в Ставке германского Верховного главнокомандования (1941-1942), записанные Генрихом Геймом и Генри Пикером и изданные последним».
3Дополнительный каталог печатался в каждом году, начиная с 1938. В него входили работы, взамен купленных на выставке и, таким образом, экспозиция оставалась «без дыр».