После Мюнхенского соглашения 29 сентября 1938 года и последующей за ним передачей земель Богемии, Моравии и Силезии под протекторат Германии, для промышленных предприятий в самой Германии представилась возможность экономического расширения и монополизации в определённых отраслях путём покупки предприятий на территории Чехословакии.
Одним из подходящих предприятий был фарфоровый завод в Neurohlau около Карлсбада (Карловы Вары), который принадлежал Bohemia Keramische Werke AG.
Банковский документПавильон Чехословакии на выставке в Нью-Йорке,
|
После Мюнхенского соглашения 29 сентября 1938 года и последующей за ним передачей земель Богемии, Моравии и Силезии под протекторат Германии, для промышленных предприятий в самой Германии представилась возможность экономического расширения и монополизации в определённых отраслях путём покупки предприятий на территории Чехословакии. Первоначально интерес Главного административно-хозяйственного Управления СС (SS-Wirtschafts- und Verwaltungshauptamt) концентрировался на индустрии производства минеральной воды в Богемии. В то же время, его интересовало также керамическое производство в присоединённых областях с перспективой расширения деятельности фарфоровой мануфактуры Allach за пределы германского рейха.
Одним из подходящих предприятий был фарфоровый завод в Neurohlau около Карлсбада (Карловы Вары), который принадлежал Bohemia Keramische Werke AG. Из общества «Карлсбадский керамический завод» (Karlsbader keramische Werke G.m.b.H.) в 1921 году возникло акционерное общество Bohemia Keramische Werke AG. В 1921 и 1922 годах общество построило завод, расположенный рядом с большим месторождением каолина, необходимого для производства фарфора. Bohemia Keramische Werke в те годы стал самым современным фарфоровым заводом в Чехословакии. Завод производил столовую посуду, чайные и кофейные сервизы, посуду для отелей, декоративные фигуры и предметы роскоши. Генриху Хехтфишеру1 (Heinrich Hechtfischer), техническому директору завода с 1923 года, удалось в тридцатые годы создать глазури, которые можно назвать «чудо-глазурями» – частичным возрождением древнекитайских образцов, которые именуются в специальной литературе как «китайский красный», «кракле«2 и «цветок персика»3. Особенно очаровательны были его кристаллические глазури4. Каждое произведение являлось уникальным и не могло быть повторено… Продукция завода была широко известна и экспортировались по всему миру.
В том числе она была представлена в экспозиции павильона Чехословакии на открывшейся 30 апреля 1939 года международной выставке в Нью-Йорке, где получила самые восторженные отзывы посетителей и прессы. Капитал компании составлял первоначально 10 млн. крон (1,2 млн. рейхсмарок). Как и вся фарфоровая индустрия Чехословакии в целом, так и завод Bohemia испытывал значительные финансовые трудности во время мирового экономического кризиса. Капитал фабрики уменьшился в 1934 году сначала до 2 млн. крон, а в июне 1937 года – до 1 млн. крон (240 000 и соответственно 120 000 рейхсмарок). Незадолго до «присоединения Судет» фарфоровый завод Allach получил разрешение от имперского Министерства экономики на ведение переговоров с заводом в Богемии и взятии его под свой контроль и управление.
Решение было одобрено судетскими немецкими органами власти, так как самые значительные предприятия фарфоровой индустрии относились к предприятиям, подлежащим {tooltip}Деиудизация{end-title} – политика вытеснения евреев из хозяйственной и культурной жизни страны{end-texte}деиудизации{end-tooltip}, в том числе и завод Bohemia Keramische Werke AG, первоначально находившийся в еврейском владении, но окончательное решение имперское Министерство экономики оставляло за собой.
Изменения общих экономических условий, проводимых в рамках {tooltip}Ариизация{end-title} Arisierung – принудительная приватизация немецким частным капиталом предприятий, принадлежащих еврейским предпринимателям{end-texte}ариизации{end-tooltip}, и особенно после указа генерал-фельдмаршала Геринга (Goering) от 12 ноября 1938 года, упростили процесс приобретение предприятия. 3 декабря 1938 года Карлсбадский начальник окружного управления назначил прежних директоров Генриха Хехтфишера и Германа Вайследера исполняющими обязанности руководителей завода «Богемия». В июле 1939 года группенфюрер Освальд Поль (Oswald Pohl), начальник Главного административного и экономического управления СС, отдаёт распоряжение о покупке завода. Дойче Банк начинает переговоры с Богемским Юнион Банком – основным кредитором завода «Богемия». Дойче Банк и Дрезденский банк, которые должны были обеспечивать со своей стороны финансирование «ариизации» завода, составили 2 мнения о возможной цене покупки предприятия. На их основе Главным управлением СС (SS-Hauptamt) было решено, что цена закупки не должна превосходить балансовую стоимость предприятия (примерно 1,2 млн. рейхсмарок). Путём переговоров цену покупки удалось снизить сначала до 850 000, а потом до 650 000 рейхсмарок. 7 июня 1940 года имперский министр экономики Вальтер Эмануэль Функ (Walther Emanuel Funk) утвердил продажу акций завода «Богемия» Богемским Юнион Банком и покупкой его фабрикой Allach через Дойче Банк.
Завод «Богемия» стал дочерним предприятием фарфоровой мануфактуры Allach. Фарфоровое производство продолжалось, вероятно, с тем же персоналом, что работал на фабрике ранее.
Фирменные знаки фарфорового завода
Бланк письма «Bohemia Керамическое производство акционерное общество Neurohlau». Бланк использовался в феврале 1942
В период c 1939 по 1945 года фарфоровые изделия «Богемии» выпускались с разной маркировкой, а именно – богемский лев в литере «B», с надписью Bohemia в картуше под короной и в том числе со словами Royal Ivory для более тонкого фарфора, наконец, с рунами СС в литере «B», как, например, для посуды Красного Креста и армии.
Посуда для столовых вермахта.
Несколько примеров фарфоровой посуды столовых вермахта, выпущенной Bohemia Neurohlau в 1939-1942 годах.
Завод «Богемия» был одним из более 33 фирм-производителей «армейской посуды». Эта посуда именуется как посуда для Reichsheer («имперская армия») или Heer und Marine («армия и морской флот»), а также как посуда для Reicharbeistdienst («имперский трудовой фронт»). В нормах немецкого промышленного стандарта № 5051 (принят в октябре 1928 года) и № 5052 посуда для столовых носит название «эконом-фарфор». По тем же нормам общее количество предметов равнялось 19. Посуда для «имперского трудового фронта», произведенная после изданных норм, отличается по номенклатуре от остальной посуды. Что касается формы, веса, а также физических свойств, то посуда различных производителей практически одинакова. Лишь фабричное клеймо указывает на производителя. Упоминание о 19-частной посуде для столовых есть в документах проверки годовых балансов фарфоровой фабрики Allach от 31 декабря 1940 и 1941 годов.
Подглазурные клейма на посуде согласно инструкции немецкого промышленного стандарта №5053, страница 1, Технические условия поставки.
Показаны 4 марки за 1939-1942 годы на дне фарфоровой посуды для военной авиации; хотя небольшие различия и существуют, они не касаются изображения самой марки «Богемия».
Подглазурные клейма на нижней стороне армейской посуды Bohemia.
Fl.U.V. als Flieger-Unterkunfts-Verwaltung — имущество управления авиации
H.U или H.U.V Heeres-Unterkunfts-Verwaltung — имущество управления армии
Номенклатура предметов столовой посуды для «имперского трудового фронта» с соблюдением размеров и веса.
По сравнению с нормами немецкого промышленного стандарта DIN 5051, 5052 и 5053 на рисунке отсутствуют десертная тарелка, чайник, большая кружка и высокий стакан.
Отсутствие фарфорового кофейника со штемпелем «Богемия» в конце войны могло бы объясняться применением в столовых более легких алюминиевых кофейников. Фарфоровые кувшины дополнительно приобретались только тогда, когда алюминий как сырьё использовался в авиастроении. В это время, примерно в 1944/45 годах посуда больше не клеймилась.
По материалам статей
Jörg Osterloh, Nationalsozialistische Judenverfolgung im Reichsgau Sudetenland 1938-1945;
VON HEINRICH W. SCHILD, Wehrmachtsporzellan vom Tochterunternehmen der Porzellanmanufaktur Allach,
der Bohemia in Neurohlau, einem Betrieb des SS-WVHA; Militaria 2003
1Генрих ХЕХТФИШЕР (3.4.1898 Selb, Германия – 15.2.1947 в Cheb, Карловарский край). 15 февраля 1947 года чешским судом Генрих Хечфишер был обвинён в плохом обращении с военнопленными. С его казнью секрет производства разработанных им глазурей был утерян.
2Кракле (craque-трещать, фр.). Разработанная в Китае глазурь, в которой после обжига возникает узор в виде неправильной сетки мелких трещин. После заполнения трещин цветной легкоплавкой глазурью и дополнительного обжига создается своеобразный декор.
3Персиковый цвет. Одноцветная глазурь на медной основе – например, персиковый цвет, возродилась в период правления династии Цинь. Изделия с глазурью персикового цвета были сложными и дорогими в производстве. Цвет росписи густой, насыщенный, глазурь мягкая, розовато-красная с вкраплениями бледных, коричневых туманностей и легких пятнышек темно-зеленого цвета.
4Кристаллические глазури. Глазури, перенасыщенные окислами цинка, железа, хрома и других металлов, в которых во время охлаждения после обжига образуются кристаллы этих элементов.